В Оленеводе историю пишут дети

Крестьянское хозяйство братьев ХУДЯКОВЫХ, ещё в конце XIX века облюбовавших Приморье для постоянного жительства, было крепким, прогрессивным и могло бы стать гордостью любой страны. Любой, кроме СССР…

12 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2288 от 12 февр. 2008
53b204d7ae85ff3e75b64c885cef01bf.jpg

Крестьянское хозяйство братьев ХУДЯКОВЫХ, ещё в конце XIX века облюбовавших Приморье для постоянного жительства, было крепким, прогрессивным и могло бы стать гордостью любой страны. Любой, кроме СССР…

О судьбе семьи Худяковых «В» писал 11 января, и материал «Золото императора досталось крестьянам» вызвал множество откликов. Письмо Ирины КОНДРАТЬЕВОЙ, учителя истории средней школы № 11 посёлка Оленевод Надеждинского района, доказало: сегодня братьями Худяковыми гордятся их земляки.

Оленевод изначально был Худяковским хутором. Собственно, и сегодня посёлок не перешагнул границ знаменитой усадьбы. Чуть больше тысячи жителей, оленье хозяйство, старый клуб, школа… Именно школа и клуб стали хранителями памяти в селе…

- В начале 80-х годов бывший директор школы Людмила ЩИПУНОВА (она была учителем истории, а сейчас работает во Владивостоке в ПИПККРО), - рассказывает Ирина Кондратьева, - стала собирать музей. Тогда под него была выделена целая классная комната на втором этаже, и экспонатов было очень много. Затем школа из восьмилетки стала средней, кабинетов стало не хватать, и часть экспонатов мы передали в клуб посёлка, а часть переместили в небольшую комнату на первом этаже. Теперь это наша музейная комната.

- С семьёй Худяковых в нашем посёлке, по сути, связано всё: он основан Павлом Леонтьевичем и сыновьями, здесь были их дома, сад, оленья ферма, хозяйство… - продолжает разговор учитель географии Надежда ГРИНИК, хранительница музейной комнаты. За краеведческую работу с учащимися она стала лауреатом премии президента России (в рамках реализации приоритетного национального проекта). - В середине 30-х годов Худяковым пришлось буквально бежать с насиженных мест, некоторых отправили в ссылку. Сегодня в Оленеводе нет потомков этой семьи. А совхоз, который был образован после раскулачивания, пользовался их техникой, землёй, животными. Есть у нас и карта владений семьи Худяковых. Я руковожу комнатой и клубом «Юный краевед» уже восемь лет. Мы не только сохранили всё, что собрали наши предшественники, но и многое добавили к коллекции. Вот этот старинный ключ – наша изюминка, он найден на месте, где был дом Худяковых.

Путём кропотливого сбора информации (мы и в краевой музей имени Арсеньева не раз обращались) был оформлен вот этот альбом: «Оленевод вчера, сегодня, завтра». Основателям посёлка здесь отдана большая часть страниц.

Информацию собирали и ученики, и учителя. Этим альбомом школьники пользуются для работы над рефератами. В краевом конкурсе «Мой народ на моей земле» ученица Евгения САФОНОВА заняла призовое место. А парой лет раньше Нина ГРИНИК, дочь Надежды Дмитриевны, написала сочинение, которое стало победителем краевого конкурса.

Ещё в третьем классе, на уроках введения в историю, юные граждане посёлка узнают, кто его основал и чем он был знаменит. Краеведческая работа идёт постоянно. Сегодняшние девятиклассники могут провести экскурсию по худяковским местам.

- Мы с ребятами ездим на раскопки, ходим в походы, – рассказывает Ирина Кондратьева, - знаете, Оленевод хоть и маленький посёлок, а у нас есть загадки, которые до сих пор не можем разгадать. Вот, например, на Третьей сопке выдолблены в камне пять глубоких колодцев, расположенных кругом. Глубина – до 10 метров. Откуда они взялись – нет точной информации. Возможно, это охотничьи приспособления, а может, темницы (ведь железную дорогу недалеко от Оленевода строили заключённые). Старики говорят, что там искали геологи полезные ископаемые. А есть и романтическая, красивая версия – мол, это часть системы подземных ходов, которая существовала между хозяйственными постройками и усадьбами братьев Худяковых. Конечно, ученикам больше нравится эта версия.

Ещё мы считаем, что нашли на Лысой сопке стоянку чжурчжэней, но тоже пока не можем доказать. Нашли корейское захоронение, правда, разграбленное, к сожалению. Краеведческая работа и нам интересна, и детям.

- В поселковом клубе хранится несколько вещей, которые, как мы считаем, принадлежали семье Худяковых, - говорит Людмила ОСЕЛЕДЕЦ, заведующая клубом, - старинный сундук и кресло из дерева и кожи. Это кресло, кстати, музей Арсеньева был готов купить за большие деньги. А вот планшет, оформленный больше 20 лет назад, на котором – ценнейшие фотографии Худяковых. До сих пор растут в посёлке столетние груши, посаженные Иустином Леонтьевичем, некоторые из них плодоносят. Осталась тополиная аллея, правда, не вся – в советские времена на месте сада сначала сделали мехдвор, потом там был парк культуры. А на другом берегу Кедровки остался старый сад, хотя он, конечно, одичал… Оленье хозяйство, оставленное Худяковыми, насчитывало 500 голов, в лучшие советские времена оно доходило до 4 тысяч, сегодня частная оленья ферма насчитывает несколько сотен животных.

- Одним словом, мы с ребятами пишем историю посёлка, - провожая корреспондентов «В» после экскурсии по музею, подытожила Надежда Гриник. - И не намерены останавливаться! Обязательно пригласим потомков Худяковых к нам в гости! Допишем страницы!

~~Обратная связь: Помним братьев Худяковых!
Материал о крестьянском хозяйстве братьев ХУДЯКОВЫХ вызвал большой интерес у читателей «В».

* * *

Уважаемый господин ОСИПОВ!

Огромное Вам спасибо за статью в газете «Владивосток». Прочла её с удовольствием и гордостью за своих предков. Вы напомнили жителям нашего края о таких уникальных людях, как братья Худяковы. Очень сожалею, что нет в живых моего деда Сергея Афанасьевича Худякова и не могу у него спросить о его отце и дядьях. К счастью, остались воспоминания его и его брата Леонида Афанасьевича Худякова. Также есть некоторые материалы из ОИАК. Планирую поработать там, как только распакуют все архивы общества.

С уважением и благодарностью Ольга Анатольевна ПОПОВА

* * *

Дорогая редакция газеты «Владивосток»!

Особенные чувства вызвала статья Юрия ОСИПОВА. Дело в том, что я уже «встречалась» с братьями ХУДЯКОВЫМИ.

В 1920 году во Владивостоке было организовано Теософическое общество. Устав общества был утверждён Владивостокским окружным судом 12 ноября 1920 года. Общество имело свои помещения, библиотеку и издавало журнал «Новые мысли, новые пути». По известным причинам в 1922 году общество прекратило своё существование. В краевом архиве сохранились три номера журнала за 1922 год. В одном из сохранившихся журналов приводится обзор деятельности Теософического общества за 1920 – 1921 годы, и там упоминается о братьях Худяковых: «Братьями Худяковыми П. Л. и А. Л. - пионерами - искателями истины на Дальнем Востоке, задолго до основания Теософического общества предвидевшими расцвет его в своём пророческом стихотворении, помещённом в сборнике общества № 1, много раз производились доклады по истории развития на Дальнем Востоке религиозно-философского движения и многих оккультных феноменов, связанных с личной жизнью братьев Худяковых, вследствие раскрытия у Павла Леонтьевича способностей частичного «ясновидения» и «яснослышания».

Общество обязано также господину П. Л. Худякову крупным вкладом в библиотеку - пожертвованными им «Вестниками Теософии» с 1909 г. по 1915 г. включительно – и пользуется этим случаем, чтобы выразить ему свою глубокую благодарность».

Кроме того, в журналах помещены стихотворения Павла Худякова. Это ещё одна удивительная сторона жизни братьев Худяковых. Когда я прочитала вашу статью и узнала, что во Владивостоке живут потомки Худяковых, у меня появилась надежда найти ещё хотя бы какие-нибудь сведения о жизни и деятельности Павла и А. (Александра или Афанасия) Худяковых.

Любовь КАРПЕТА, Владивосток

* * *

Последний абзац статьи - повод для подробного раскрытия трагедии, постигшей большинство крестьянских семей плодородного и богатого Приморья в жестокие 30-40-e годы. Материальное уничтожение этих хозяйств (через раскулачивание и репрессии) привело к куда более тяжёлым и необратимым моральным последствиям - были сокрушены становина, хребет высочайшей деревенской нравственности российского общества. На смену пришли пьянство, ложь, угодничество и страхи перед властями и политиками и прочая взлелеянная колхозами и Советами нечистоплотность и аморальность. Плоды этого пожинаем до сих пор. А ведь сущность и душа нации (народа) пестуются исключительно провинцией, селом, устои которого так преступно были разрушены сталинской диктатурой.

В. САВАЛЕЙ~~

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ