Две пули – в лучшее будущее Владивостока
Визиты в Приморье председателя Счётной палаты РФ Сергея Степашина и первого вице-премьера, кандидата в президенты РФ Дмитрия Медведева, широко анонсировавшиеся в местных СМИ и заявлениях краевых чиновников, отложены, по неофициальным «белодомовским» данны
Визиты в Приморье председателя Счётной палаты РФ Сергея Степашина и первого вице-премьера, кандидата в президенты РФ Дмитрия Медведева, широко анонсировавшиеся в местных СМИ и заявлениях краевых чиновников, отложены, по неофициальным «белодомовским» данным, на неопределённый срок. Они были намечены на первую декаду февраля, но во вторник стало предварительно известно, что преемник Владимира Путина Дмитрий Медведев в начале февраля посетит только Хабаровск, а затем отправится в Якутию.
Нельзя утверждать, что отмена этих визитов связана с покушением на жизнь первого вице-губернатора Приморья Сергея Сопчука 28 января, тем более что о намерениях Степашина стало известно ещё на прошлой неделе. Но совпадение показательное. Приглушённые выстрелы из секретного оружия специального назначения - ПБ (пистолет Бесшумный, практически Макаров, но с интегрированным глушителем) прогремели не только на всю страну. Соответствующих официальных заявлений сделано пока не было, но очевидно, что страны – участницы АТЭС сделали соответствующие выводы и своё представление о Владивостоке скорректировали. И здесь не столь важно, какую цель преследовали заказчики покушения, но пули попали прямо в имидж Владивостока в качестве будущей столицы АТЭС и в его радужные, как их сейчас представляют, перспективы.
Отвечая на вопрос о покушении на экс-спикера краевого парламента Сопчука, действующий председатель Законодательного собрания Виктор Горчаков наотрез отказался комментировать любые версии происшедшего из числа опубликованных в СМИ. А в них недостатка не было, включая предельно некомпетентные. Понятно, что до появления результатов ведущегося с беспрецедентным размахом расследования гадать о причинах происшедшего – занятие неблагодарное. Но исправить явные несуразицы, донесённые до общественного мнения благодаря прессе, особенно центральной, представляется необходимым.
Сообщая о «финансово-ёмких» сферах ответственности первого вице-губернатора Приморья, коллеги указывали на денежные потоки в таких областях из числа курируемых Сопчуком, как сельское и рыбное хозяйство, земельные отношения, внешняя политика (?), ЖКХ и подготовка к саммиту АТЭС. В действительности, Сергей Андреевич с началом этого года в силу перегруженности направлениями за земельные отношения уже не отвечал, а по большинству оставшихся курировал только организационные вопросы, включая подготовку Владивостока к саммиту – проведение совещаний и прочее, исключая вопросы собственно строительства. Это сфера ответственности вице-губернатора Юрия Лихойды, к нему же отошли и земельные отношения.
Что касается международных отношений, то действительно финансово-ёмкие таможенные вопросы решаются исключительно на федеральном уровне, а приморский первый вице-губернатор мог только укреплять межрегиональные связи – например, продвигал проект прямого регулярного железнодорожного сообщения Владивосток - Харбин. Реальные большие деньги вращаются из вышеперечисленного перечня лишь в сфере ЖКХ. Связывать покушение с резким ростом тарифов в ряде муниципальных образований края, как это сейчас происходит, не кажется сколько-нибудь правомерным, но своеобразную реформу в краевом ЖКХ Сопчук всё-таки готовил, как утверждают его помощники.
А вот о руководстве Сопчуком краевой комиссией по чрезвычайным ситуациям с октября прошлого года (после буквально катастрофического снегопада) почему-то не упомянул практически никто.
Точно так же не совсем корректна представленная общественности версия собственно покушения на первого вице-губернатора. Целый ряд СМИ опубликовал следующую историю: киллер стрелял в лобовое стекло, пистолет дал осечку, он перезарядил оружие, кинулся к задней двери, не смог открыть её, выстрелил сквозь тонированное стекло, водитель дал по газам. Однако источник в ближайшем окружении, беседовавший по «горячим следам» с непосредственными участниками инцидента, восстанавливает ход покушения с точностью до наоборот. Киллер сразу бросился к правой задней двери, выстрелил в тонированное стекло в том месте, где постоянно ездил Сопчук, но стекло не осыпалось (как он, видимо, рассчитывал) из-за тонировочной плёнки. Поэтому он выстрелил ещё раз вслепую.
В этот момент явно вследствие шока водитель (простой, как утверждается, водитель Александр, а никакой не телохранитель) повёл себя парадоксально: он выскочил из своей двери и бросился в сторону киллера. Тот перенаправил свой пистолет, выстрелил в Александра, именно здесь оружие дало осечку. Преступник передёрнул затвор, но тут из дома появился другой сотрудник Сопчука, осуществлявший надзор и уход за его кондоминиумом (а не коттеджем) на улице Жуковского, 13. Очевидно, превысив принятый в таких случаях посекундный график нападения иили посчитав свою работу исполненной, киллер предпочёл ретироваться.
Оставив в стороне оценку действий персонала, работающего на Сопчука, отметим всё же, что водители и работники по хозяйству готовы рисковать своей жизнью ради далеко не каждого шефа. И их поведение по-своему характеризует личность Сергея Андреевича. Как характеризует владельцев тех или иных СМИ опубликованные в них версии попытки убийства первого вице-губернатора. Первого, на которого совершалось заказное покушение…
Автор: Александр Карташов Анисимович