Когда Свинья и Крыса раздают туристам подарки…

В центре новогодних скандалов оказалась замешана турфирма ООО «Вояж-Торг-Сервис». Туристы, купившие новогоднюю путёвку в китайский Харбин, грозились подать на турфирму в суд и лишить её лицензии. Недовольных граждан, отметивших новый, 2008 год в Китае, ок

18 янв. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2275 от 18 янв. 2008

В центре новогодних скандалов оказалась замешана турфирма ООО «Вояж-Торг-Сервис». Туристы, купившие новогоднюю путёвку в китайский Харбин, грозились подать на турфирму в суд и лишить её лицензии.

Недовольных граждан, отметивших новый, 2008 год в Китае, оказалось более чем предостаточно. По приезде в канун Нового года в Харбин группа от «Вояж-Торг-Сервиса» не пожелала заселяться в предложенные номера. Туристы устроили забастовку прямо в холле гостиницы «Луна». Дело в том, что привезли отдыхающих вовсе не в тот отель, который был обозначен в договоре. Кроме того, группа перенесла тяжёлую дорогу, пришлось ехать аж на двух поездах. Часть туристов была отправлена в неизвестный Харбин без руководителя и даже без загранпаспортов, которые остались у сопровождающего. Впрочем, ситуацию с разделением группы можно объяснить нехваткой билетов в предновогодней суете… А как быть с гостиницей?

Семь раз отрежь и один раз отмерь

Оказывается, большинство туристов купило путёвку у «Вояж-Торг-Сервиса» только из-за того, что турфирма предлагала жить в гостинице «Манхеттон» (так написано в договоре), которая находится в живописной и привлекательной для туристов части города. Выйдя из отеля, можно тут же отправиться в шоппинг или погулять рядом с Софийским собором. Не нужно тратить деньги на такси, чтобы добраться до Арбата и парка Сталина. А «Луна» хоть и лучше, но расположена рядом с вокзалом. И чтобы до неё добраться, нужно проходить сквозь подземку, густо заселённую китайскими бомжами. Не самое приятное зрелище в новогодние вечера.

По приезде в Харбин руководитель группы попыталась объяснить сердитым туристам, что мест в «Манхеттоне» уже нет, придётся селиться в той гостинице, куда их привезли, то есть в «Луне». Однако после такого заявления туристы окончательно сплотились и начали «качать» права, на что, собственно, имели полное право. И труды их не пропали даром. После четырёхчасового выяснения отношений директор принимающей китайской стороны вернул деньги, причитающиеся каждому за койко-место, и сказал, что в «Луне» туристы будут проживать бесплатно. «Манхеттон» отвоевать не удалось, но хотя бы выбили деньги на месте. А до этого руководство пыталось уговорить туристов не горячиться. Потом пообещали, что вернут деньги только во Владивостоке, но группа держалась стойко. К слову, среди отдыхающих были представители администрации города…

После получения компенсации туристы всё же не успокоились. Они обсуждали вопрос о судебном разбирательстве с турфирмой. Однако после новогоднего банкета, который был больше похож на дешёвый утренник и «съел» неоправданно много денег, волна возмущений поулеглась. Туристам стало понятно, что бог с ними, с этими разбирательствами. Многие решили, что в следующий раз заранее приобретут карту города, в который хотят отправиться, возьмут русско-китайский разговорник и обойдутся без услуг турфирм.

Точку зрения на инцидент мы попросили высказать Наталью ЗАВЬЯЛОВУ, директора ООО «Вояж-Торг-Сервис»:

- Когда туристы выбирали, путёвка какой турфирмы им больше подходит, они, естественно, изучили ценовую политику. Наша фирма на тот момент предлагала самые дешёвые путёвки в Китай. И в этом случае люди, мне кажется, должны понимать, что дешёвое не может быть самым лучшим. Мы ориентируемся не на VIP-туристов, а на людей со средним достатком. Именно поэтому мы забронировали недорогой трехзвёздочный отель «Манхеттон».

Что касается «Луны» - в Харбине все четырёх- и пятизвёздочные гостиницы находятся рядом с вокзалом, это и «Плаза», и «Кунь Лунь». Трехзвёздочные отели расположены дальше, исключение лишь «Манхеттон» и ряд других. Привокзальный район – это престижное место.

Если бы туристы оплатили путёвку хотя бы за месяц до поездки, проблем с отелем просто бы не возникло. Новосибирцы, иркутяне, хабаровчане оплачивают путёвки за два месяца до путешествия. Естественно, в этом случае поездка проходит гладко. Наши же туристы обращаются в последний момент. Окончательно группа сформировалась только за три дня до отправки. Изначально мы бронировали гостиницу «Манхеттон» на 10 человек. Однако в предновогодние дни группа неожиданно увеличилась до 16. Естественно, к тому моменту все места в отеле уже были распроданы. У нас не оставалось иного выбора, кроме как согласиться на другую гостиницу. Китайская турфирма предлагала только такой выход либо отменить поездку вовсе. Портить людям праздник не хотелось, поездку решили оставить в силе.

- Однако когда туристы переговорили с директором китайской фирмы, он заявил, что все места в «Манхеттоне» уже за два месяца до Нового года были забронированы. Одним словом, туристам изначально обещали липовый «Манхеттон»?

- Китайцы врут. Они могут сказать всё что угодно. И несмотря на то, что с китайской фирмой мы работаем уже длительное время, в этой стране, как показывает практика, нужно быть готовым ко всему.

- По договору туриста должны за день до поездки предупредить о всех изменениях. Большая часть группы заявила, что не отправилась бы в Харбин, если было бы известно заранее, пусть даже за день, о другом отеле.

- Вряд ли бы они отказались от путешествия. За три дня до Нового года ни одна владивостокская турфирма не приняла бы их в группу.

По договору «Вояж-Торг-Сервис» имеет право поменять отель. Единственным нашим упущением было то, что не известили туристов об изменениях. Наша турфирма посчитала ненужным предупреждать людей, ведь по качеству «Луна» гораздо лучше «Манхеттона». Кроме того, мы возместили моральный ущерб людям, в гостинице они жили бесплатно, каждому вернули деньги. Не всякая турфирма пойдёт на такие убытки. Несмотря на то, что Новый год был испорчен и у меня тоже, я попыталась сгладить ситуацию.

- Из разговоров с сопровождающими групп, которые работают и на вашу фирму в том числе, стало понятно, что «Вояж-Торг-Сервис» уже не в первый раз попадает в неприятную историю.

- Наша фирма открыта очень давно. Однако на какой-то период деятельность была заморожена, и вот сейчас мы уже два года стабильно держимся на рынке.

В моей практике подобный скандальный случай произошёл впервые. Создалась именно та ситуация, когда вся группа была чрезвычайно категорично настроена.

А что же касается проблем, которые случаются у нас, так такого рода неурядицы бывают у всех турфирм. Кому-то повезёт больше, кому-то меньше. Работать с китайцами намного сложнее, чем с цивилизованной Европой.

Помоги себе сам

С китайцами работать не только сложнее, но и дешевле. С каждого туриста китайские турфирмы «наваривают» в среднем до 700 рублей в день. Для европейских фирм это смешные деньги, а китаец даже за 20 юаней будет сражаться насмерть. Пользуясь неосведомлённостью туристов, он будет предлагать отели за 300 рублей в сутки, когда можно снять отнюдь не плохие номера за 100 рублей. Китайский гид отведёт в ресторан, где ужин обойдётся в 500 рублей с человека (спецрестораны для туристов), но за углом китайцы едят в более скромном местечке те же блюда уже за 100 рублей. Ценовую разницу гид-переводчик, как и турфирма с рестораном, делят меж собой с удовольствием. Поэтому гораздо дешевле и интереснее ездить в Китай, покупая у турфирмы трансфер, а даже не «помогаечную» путёвку. Трансфер – это безвизовый переезд вместе с группой туристов. По прибытии в Китай трансферщик отсоединяется от группы, самостоятельно ищет себе подходящий отель и наслаждается жизнью индивидуально. Когда группа будет возвращаться обратно в Россию, трансферщик обязан присоединиться и отбыть на родину с коллективом. К слову сказать, в таком путешествии просто незаменим русско-китайский разговорник. Китайцы не знают даже английского языка, поэтому изъясняться придётся либо жестами, либо рисуя в тетрадке общепонятные символы, либо указывая на нужный иероглиф.

В конце путешествия трансферщик может договориться с руководителем группы и на границе вступить в ряды «помогаек», чтобы поправить своё «потрёпанное» поездкой материальное положение. За переносы баулов через границу официально получают 1000 рублей на руки, хотя «такса» - 2000. Но должна же турфирма что-то положить себе в карман?

Одним словом, способов уехать в Китай несколько. Хотите поездку без проблем, купите дорогую путёвку. Если от проблем вы привиты, а кошелёк не туго набит, езжайте эконом-туром. Ну а если вам противно групповое гулянье с незнакомыми людьми, постоянно что-то фотографирующими, да и к тому же нет желания кормить китайцев, ваш путь – трансфер. Ибо оформить визу и самостоятельно покупать билеты выходит дороже, да и проблем больше в «техническом» вопросе.

Резюмируя, хочется сказать, что наши туристы в целом остаются довольны новогодними каникулами в Китае, несмотря на бесконечные вечные проблемы с местными турфирмами. Довольны прежде всего потому, что получают новые эмоции от смены обстановки. Хотя могли бы, разобравшись и купив карту тех городов, куда направляются, провести время в два раза лучше, увидеть в два раза больше и потратить в два раза меньше денег. А для этого нужна самая малость – самостоятельность и инициатива, а не полная «сдача» себя турфирме.

Автор: Лия БАРГМАН