Год семьи. И вновь продолжается бой

Год семьи должен ознаменоваться важными переменами в жизни каждой российской семьи, заявлял ранее первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, который курирует нацпроекты. Задолго до этих прекрасных слов и решений в Приморском крае было создано удивительное п

11 янв. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2271 от 11 янв. 2008
6770225e688ffb7c62506aef340df73a.jpg

В конце декабря президент Владимир ПУТИН открыл в Кремле Год семьи, то есть весь 2008-й будет посвящён решению проблем материнства и детства.

«Мы будем продолжать устраивать судьбы детей-сирот, - сказал на торжественной церемонии глава государства. – Чтобы этот процесс шёл быстрее, а главное – на пользу детям, будем совершенствовать законодательство в сфере опеки и попечительства. Рассчитываем, что зримых результатов мы добьёмся скоро».

Год семьи должен ознаменоваться важными переменами в жизни каждой российской семьи, заявлял ранее и первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, который курирует нацпроекты. По его словам, в России необходимо возродить культ большой семьи, которая «даёт силы для развития». Такие важные моменты, как опека, попечительство, алиментные обязательства, помощь многодетным семьям, – «всё это должно найти отражение в нашей работе», - отметил Медведев.

В следующем году предполагается создать специальный фонд, который будет оказывать поддержку несовершеннолетним, находящимся в трудных жизненных условиях. На эти цели зарезервировано более 5 млрд. руб. Медведев подчеркнул, что «такой работой нужно заниматься всем миром и это задача не только федеральных властей, но и регионов, бизнеса». Год семьи, сказал он, результат долгосрочной политики, направленной на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе.

«Очаг» называли уникальным

Задолго до этих прекрасных слов и решений в Приморском крае было создано удивительное поселение – детская деревня «Семейный очаг». Решение о её создании родилось у общественной организации «Владивостокское общество помощи детям», которую с 1998 года возглавляет Олег Петрук. Весной же 2003 года началось строительство. Причём было это не самостийным действом, а официально организованным мероприятием, которое осуществлялось при поддержке Сергея Пикина, возглавлявшего в то время департамент образования администрации ПК, и бывшего вице-губернатора Игоря Мещерякова, то есть «Семейный очаг» - это совместный проект краевой администрации и Владивостокского общества помощи детям. Договор о создании комплекса подписан четыре года назад. Иначе на каком основании Петрук и его единомышленники поселились бы в бывшем военном гарнизоне?

Мне довелось бывать в «Очаге» с первых месяцев его «рождения». Можно сказать, что «В» все эти годы вёл дневник жизни своеобразного поселения. Писали мы тогда о первой зиме, когда Олег Викторович, его сын и ещё несколько ребят топили громадный котёл, чтобы обеспечить теплом единственный жилой дом, который они привели в порядок. Вокруг развалины больших казарм. Смотреть на разруху было больно и удивительно – как умудряются местные жители по кирпичику разбирать крепкие здания? Первые поселенцы всеми силами отстаивали свою территорию, охраняли здания. А потом медленно, но уверенно начали их реставрировать. Деревня постепенно наполнялась детскими голосами, а также блеянием и мычанием – разрастались скотный и птичий дворы, появились лошади. Когда же приехали родители Олега Викторовича, появилась и своя пасека.

Конечно, трудиться приходилось много. К работе привлекали и ребятишек, которых несколько семей взяли под опеку или в приёмные семьи. Ни разу не видела, чтобы кто-то из детей корчил недовольную рожицу, отлынивал от дела. Эти мальчишки и девчонки быстро понимали: как потопаешь – так и полопаешь. Думаю, всё же конфликты были, но взрослые умело их гасили. Как они это делали – для меня остаётся загадкой. Положа руку на сердце любой родитель должен признаться, что родное чадушко порой так доводит, что можно не только на крик сорваться, но и подзатыльник дать. Но утверждаю – запуганных детей в деревне мне видеть не довелось. Видела другое – ясные глаза, ликование: «У меня сегодня «пятёрка» по истории!», видела раскрепощённость и доброжелательность: «Попробуйте! Эти помидоры мы сами вырастили».

Они учились, работали, создавали семьи, рожали детей. И, естественно, решали множество проблем: материальных и нравственных, ведь детей сюда не отбирали по конкурсу, брали любых, кто нуждался в помощи, - не слишком здоровых, не очень умных, куривших, нюхавших, спавших в подвалах, живших в приютах и детдомах. Несколько раз бывали «проколы» – испорченный свободой маленький народ не хотел подчиняться правилам. Перестать материться? Ни за что. Не курить? Не играть в карты? Это посягательство на свободу личности. Да, некоторые решали вернуться к прежней жизни, но вскоре понимали свою ошибку и просились обратно.

Невозможно в одном материале рассказать обо всём, что происходило в деревне в течение почти четырёх лет. Хочется выделить главное: если бы детям было плохо, они бы не задержались в «Очаге». Не такие это мальчишки и девчонки, которых можно силой удержать или запугать. Им там просто нравится. Однако «Семейный очаг» с некоторых пор вызывает раздражение у официальных структур.

Ату их!

В декабре минувшего года журналистов пригласили на пресс-конференцию по итогам проверки «Очага».

Началась эта история несколько месяцев назад, ранней весной 2007-го. Вопреки инициированным губернатором края программам по улучшению жизни обездоленных ребятишек кому-то захотелось деревню «прижать». А уже 25 мая прокуратура Приморского края распространила сообщение о возбуждении уголовного дела по факту жестокого обращения с детьми. Поводом стало якобы обращение одной из воспитанниц в связи с нарушением прав несовершеннолетних. Заявления этого никто в «Очаге» не видел, девочка от авторства отказывалась. Вскоре появилась другая версия – мол, не воспитанница написала, а какая-то учительница. С чего бы, спрашивается, такие секреты?

С одной стороны, приезжали в Раздольное владыка Вениамин и жена губернатора, известная актриса Лариса Белоброва, которые остались чрезвычайно довольны всем увиденным. Бывали там и многие другие гости, в том числе из-за рубежа. Все восхищались и удивлялись. С другой стороны, детей стали вызывать на допросы, вёлся контроль, не больше ли трёх часов работают они на полях, не нарушаются ли их права. Много всего плохого произошло за эти месяцы.

Не выдержав, Олег Петрук обратился к общественности с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

Общественники, в свою очередь, написали письмо председателю Законодательного собрания ПК Виктору Горчакову, в котором просили провести полное независимое расследование. В сентябре Виктор Васильевич подписал постановление о создании временной комиссии, в которую вошли депутаты Эдуард Алексеев, Ирина Берданова, Татьяна Заболотная, Джамбулат Текиев. В их отчёте на трёх страницах сказано много тёплых слов об «Очаге». Вот лишь один абзац: «От посещения деревни остались только положительные впечатления, благодарность и уважение к тем людям, которые создали этот семейный уголок. 13 августа 2007 года с условиями жизни и воспитания детей знакомилась комиссия во главе с Петром Савчуком и сделала точно такие же выводы. Деятельность социального комплекса направлена на выполнение законодательных инициатив президента России В. В. Путина и губернатора Приморского края С. М. Дарькина».

Десятки уважаемых людей своими подписями подтверждают уникальность и значимость поселения, двум матерям из «Очага» вручён Патриарший знак первой степени «За материнство», в семье Гончаренко сын Дмитрий – лучший тракторист Надеждинского района, а Алексей – лучший дояр, оба учатся в сельхозакадемии. В деревне в минувшем году было семь выпускников школы: четверо поступили в вузы, двое - в техникумы, один – в училище.

Здесь о каждом можно сказать много добрых слов – брошенные родными людьми, никому не нужные дети становятся победителями всевозможных спортивных соревнований, отличниками в школе. Олег Петрук готов посоревноваться с любой семьёй края, способной выставить команду, в которой мама, папа и пятеро детей смогут сразиться с ними по волейболу, мини-футболу, шахматам, настольному теннису и стрельбе. При этом он резонно замечает: «Если бы я морил детей голодом, заставлял их тяжело работать, выросли бы они такими?».

Перечислять достоинства жизни в этой деревне можно долго. Поэтому остро стоит вопрос – кому они мешают?

Организовавший последнюю пресс-конференцию общественник Пётр Довганюк размышляет: «В данном случае лично Петрук кому-то перешёл дорогу? Вряд ли. Просто место очень уж хорошее – перекрёсток дорог Хабаровск – Владивосток, есть канализация, скважина с чистейшей водой, электричество, спортивный комплекс, великолепный пейзаж, чистый воздух. Это прекрасное место для строительства, к примеру, коттеджного посёлка». Может, и вправду уголовное дело до сих пор не закрыто именно по этой причине?

Сам же Петрук говорит: «Мы прекрасно осознаём, что «Очаг» существует во время необъявленной демографической войны против российского народа, против российской многодетной семьи. Если деревня прекратит своё существование, это будет означать только одно – демографическая война продолжается». С ним согласны и представители православной общественности, которые убеждены, что дело носит откровенно заказной характер – рейдерство сейчас процветает по всей стране.

Сегодня в детской деревне живут 58 человек: 25 несовершеннолетних приёмных детей, 16 – родных (в том числе недавно родившаяся внучка Олега Петрука), 6 – из постинтернатской службы и 11 взрослых. Им предлагают переехать в Подмосковье, выделяют землю, создают условия. Руководитель «Очага» отвечает: «Здесь моя земля и моя семья, мои предки здесь строили сёла. Почему я должен доказывать, что имею право на этой земле жить и воспитывать детей? Сегодня я преступник лишь потому, что большие дяди играют в большие недетские игры».

Жители социального комплекса обратились за поддержкой к губернатору Приморья с просьбой войти учредителем в проект. «Наш проект разрастается и имеет влияние в разных регионах РФ, - написали они. – Нам всё сложнее вести его самостоятельно без поддержки государственной власти». Руководитель «Очага» отмечает, что они готовы принять любые формы сотрудничества для организации эффективного и полезного руководства всей дальнейшей деятельностью социального комплекса. А дети написали письмо президенту РФ с просьбой помочь в сохранении деревни.

На одном из недавних заседаний вице-губернатор края Любовь Дроздова отметила: «Очень важно, чтобы было понимание, что с правонарушениями в подростковой среде надо бороться комплексно. Именно поэтому особое значение мы придаём занятости несовершеннолетних во время каникул». А у живущих в «Очаге» ребят нет ни времени, ни желания совершать правонарушения, даже на каникулах.

«Почему саботируются решения президента и губернатора?» - спрашивают люди, заинтересованные в судьбах детей. Подобные социальной деревне поселения необходимо развивать, оказывать им помощь, потому что число детей, нуждающихся в поддержке, постоянно растёт. Пока все этого не поймут, не сможем мы закрыть детские дома.

«Мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с призывом защитить благое начинание – единственную в Приморье семейную деревню», - это слова неравнодушных людей. У меня же остаётся единственный (правда, риторический) вопрос: «Кто-нибудь из тех, кто хочет уничтожить «Семейный очаг», готов возглавить такую же деревню, построить её на развалинах и взять на себя ответственность за десятки детских судеб?».

Автор: Галина Кушнарева Михайловна