Прощайте, «дедушки»!
Начался важнейший «военный переворот». Впервые наша армия созрела до мысли, что солдата к бою можно подготовить за год, а не за полтора, два, три. Вообще-то «к бою» его можно подготовить и за полгода, и для этого даже необязательно жить в казарме, но это
Начался важнейший «военный переворот». Впервые наша армия созрела до мысли, что солдата к бою можно подготовить за год, а не за полтора, два, три. Вообще-то «к бою» его можно подготовить и за полгода, и для этого даже необязательно жить в казарме, но это уж совсем революционная мысль.
Солдата ведь брали на два-три года вовсе не за тем, чтобы научить разбирать-собирать «АК-47» и пострелять из него. Этому ещё в школе учили. Солдата брали в казармы на пару лет, чтобы он «пахал». Вот вокруг оставшихся воинских частей кирпичные заборы, танцующие вкривь и вкось, созданы неквалифицированным солдатским трудом. Зато бесплатным. Теперь на «рабский труд» времени почти не осталось.
Годичная служба ломает неформальную солдатскую иерархию. Те, кто служил «срочную», знают, как высоко возносился солдат, которому до «дембеля» оставалось всего ничего. Даже если носил лычки сержанта, в казарме он был «царь и бог». До офицера – далеко, а кулак сержанта Иванова – всегда рядом. А все, кто после «учебки», были бесправными. В прессе это называлось «дедовщиной» и вызывало всхлипы солдатских матерей.
Кто теперь среди выровненной массы солдат-«годков» будет влиятельной силой? В американской армии это – профессиональные сержанты. В кино их живописно показывают говорящих матом по часу и более. А у нас нет этих «унтер-офицеров».
Сами офицеры к непосредственной работе с низшими чинами не готовы. Возьмём нашу элитную часть – морскую пехоту. Один приморский коллега в конце прошлого года получил премию Андрея САХАРОВА за цикл статей об издевательствах офицеров над рядовыми морпехами. Да и в спокойные советские годы бытовала поговорка: «Куда матроса ни целую – всюду ж…». То есть твой солдат всегда тебя подведёт. И пусть уже лучше он тебя боится, чем уважает.
Вот подошли к самому главному. Тот контингент, что нынче служит срочную, «уважать» никого не может. У него для этого в голове нет места, где должны с детства выращиваться такие абстрактные понятия, как «честь», «верность слову», «уважение», «любовь к Родине». Нынешняя армия в её нижайшем звене – смесь богадельни с уголовщиной. На одном фланге никчемные нытики, настолько беспомощные, что и от армии не открутились, а на другом – те, кого армия спасла от реальной отсидки в тюрьме. И неудивительно, что в казармах творится беспредел.
Так вот теперь в армии должны служить все. Отсрочек и льгот почти не осталось. Не осталось и «военных кафедр» в вузах – всего-то 35 на всю страну. Как сказал заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Василий СМИРНОВ: «Ежегодно мы призываем на службу около 350 тысяч человек. В случае перехода на годичную систему нам придётся ежегодно призывать не менее 700 тысяч человек».
В армию на год – так это здорово. Рядовой состав вновь станет нормальным, народным. Рядом будут окапываться и сын губернатора, и сын банкира, и сын ректора вуза. Таким просто так зубы не выбьешь и к табуретке не привяжешь.
Автор: Андрей Калачинский