Дальневосточникам пора создавать палаты

За два года существования в России Общественной палаты (ОП) столь крупное её выездное мероприятие состоялось на территории Дальнего Востока впервые. 14 декабря в Хабаровске комиссия ОП по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ провел

18 дек. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2261 от 18 дек. 2007
eccb36434848c06ae832ed77cfe9af34.jpg

За два года существования в России Общественной палаты (ОП) столь крупное её выездное мероприятие состоялось на территории Дальнего Востока впервые. 14 декабря в Хабаровске комиссия ОП по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ провела общественные слушания.

За тем, как работает Общественная палата, наблюдал корреспондент «В».

Такие слушания уже прошли в Москве, Петербурге, Нальчике, Саранске, Казани. На этот раз забрались так далеко потому, что одно из главных намерений комиссии, обозначенное с первого дня её работы, - не сидеть в Москве, а тщательно изучить ситуацию в регионах. Дальневосточный регион в Хабаровске был представлен журналистами из Хабаровского края, Приморья, Амурской и Сахалинской областей, Якутии, Еврейской автономной области. Все вместе они обсуждали положение дальневосточных СМИ, вопросы свободы слова, журналистской этики, проблемы подписки. В общем, всё то, что обсуждается весьма регулярно. Однако слушания Общественной палаты подразумевают максимально открытый разговор, без каких-либо условностей.

- Основной принцип работы Общественной палаты в том, что в ней прекращаются любые политические дрязги, - пояснял председатель комиссии ОП по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел ГУСЕВ. – В ней нельзя работать членам партий. Палата – элемент гражданского общества. Хочу заметить, что мы – не марионетки в чьих-то руках, как нас иногда называют, а люди независимые, авторитетные, по воле судьбы оказавшиеся здесь и бесплатно работающие на благо гражданского общества…

В то, что члены палаты независимы и что здесь можно говорить открыто, в принципе поверилось. Так, Павлу Гусеву все время возражал член комиссии Леонид ГУСЕЛЬНИКОВ, председатель и главный редактор ОГТРК «Ямал-регион». Например, не согласился с тем, что участие государства в деятельности СМИ – это ненормально.

- Почему когда ГУСИНСКИЙ вкладывает в прессу – это нормально, а когда государство – плохо? – говорил Леонид Константинович. – Именно государство должно защищать общество от передач типа такой, что однажды сделал КУШИНАШВИЛИ, приведя в студию коня и рассказывая, как девушке вступить с ним в отношения…


- Гражданское общество – это свобода слова, - в свою очередь реагировал на слова соратника политический обозреватель телеканала «Россия», автор и ведущий программ «Зеркало» и «Исторические хроники» Николай СВАНИДЗЕ. – СМИ должны быть предельно независимы от власти. А от коня найдутся защитники.

Также не совсем спокойным получился разговор с руководителем департамента по подписке ФГУП «Почта России» Юлией ВИНОГРАДОВОЙ. Ведь высокая цена подписки на газеты и журналы зависит именно от почты, которую, кстати, Федеральная антимонопольная служба в настоящее время обязала доказать обоснованность действующих подписных тарифов.

Слово на слушаниях действительно предоставляли всем желающим. Кто жаловался на проблемы собственного СМИ, кто делился мыслями по поводу общих вопросов. Тем временем весь разговор записывался на плёнку. Позже эта запись превратится в доклад Общественной палаты, который ляжет на стол первым лицам страны и будет передан в соответствующие европейские структуры. Доклад палаты, по словам Гусева, - это официальный документ о состоянии гражданского общества в России.

- Мне все понравилось, - поделился с корреспондентом «В» Николай Сванидзе. – Нет здесь никаких провинциализма и местечковости. Отбросьте все эти мысли, что здесь одно, а в Москве и Питере другое. Ничего подобного. А то, что развитие Дальнего Востока имеет ранг специальной программы, на мой взгляд, вполне мотивировано. Дело в том, что это регион особый, в силу огромной протяжённости, своеобразной демографической ситуации и создаваемых этим сочетанием угроз. Я думаю, особое отношение Москвы связано только с этим.

Кстати, свои местные общественные палаты имеют уже 29 субъектов РФ, за исключением дальневосточных. Такой орган, набранный из видных общественных деятелей края или области, имеет право на экспертизу проектов законов перед их принятием. И соответственно - в случае чего -отправки их на доработку. Правда, порой региональная общественная палата представляет собой просто разноголосое и неконструктивное собрание. Нужны ли такие палаты в ДВФО? Особенно местным властям?

- Вообще государство инициирует создание общественных палат повсеместно, - ответил Павел Гусев. - Вполне возможно, есть неконструктивная разноголосица. Поэтому создать палату нужно, но надо уметь сделать это так, чтобы люди туда вошли нормальные, авторитетные. Зачастую в регионах местечковый интерес преобладает над более зрелыми мыслями. Конечно, в регионе сложнее подобрать палату. Но мне кажется, её просто раздувать не надо. Она должна быть компактной. Хотя, как это часто бывает, в регионах общественные палаты составляют по формальному признаку и из приближённо-надёжных местной власти людей. Поэтому то, что их нужно создавать, – да. То, что не всё получается, – тоже да…

Хабаровск-Владивосток

Автор: Вера Конюхова Александровна