Многоэтажки Уссурийска быстрее всех сделали выбор
В Уссурийске из всех территорий края - самый большой процент самоопределившихся собственников жилья. В городе 768 многоэтажек (это не считая двухэтажных ветхих домов - о них разговор особый), из которых уже 740 выбрали способ управления. Создано всего два
В Уссурийске из всех территорий края - самый большой процент самоопределившихся собственников жилья. В городе 768 многоэтажек (это не считая двухэтажных ветхих домов - о них разговор особый), из которых уже 740 выбрали способ управления. Создано всего два ТСЖ, в подавляющем же большинстве собственники проголосовали за ту или иную управляющую компанию.
Другими словами, уже нет надобности выставлять на конкурс большинство домов в городе. Ведь, как известно, если собственники сами не выбирают способ управления или принятые ими решения о таком выборе не реализуются на практике, то только тогда органы местного самоуправления обязаны провести открытые конкурсы по отбору для такого жилья управляющих организаций.
Конкурсная кампания в стране стартовала 1 января нынешнего года и должна закончиться до 1 мая 2008 года. Но, честно говоря, большинство муниципалитетов только готовится к проведению конкурсов.
- Получается, что для вас не актуальна проблема, которая стоит сейчас в других городах и районах края в связи с необходимостью решать судьбу так и не определившихся со способом управления домов? - поинтересовались мы у заместителя главы Уссурийского городского округа по вопросам жизнеобеспечения Владимира КАЛИНОВСКОГО.
- Так можно было бы сказать, не имей город большого количества ветхого жилья – 8-, 12-, 16-квартирных домов зачастую без коммунальных услуг. Работать с ними управляющие компании, мягко говоря, не рвутся. Поэтому график проведения конкурсов и у нас тоже расписан до апреля. Девять конкурсов мы уже даже провели, но что толку? Ни в одном из них ни одна организация, работающая на жилищном рынке, не изъявила желания участвовать.
- Им невыгодно брать такие дома?
- Одно дело – невыгодно, так еще для участия в конкурсе надо внести денежный залог, которого бы хватило на расчет по всем коммунальным платежам за два месяца. Откуда взять такие суммы, если по законодательству компании могут тратить собираемые с жильцов деньги только непосредственно на оказание им услуг? Вот такой парадокс, «заложенный» в законе. Это настоящая подножка для потенциальных участников торгов. И даже не имеет значения, какой дом стоит «на кону» - «выгодный» для обслуживания или нет.
~~Справка «В»
Согласно правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации конкурс – это форма торгов, «победителем которых признается участник, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение одного года выполнить наибольший по стоимости объём работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс».~~
- А есть кому участвовать в конкурсах? Сколько всего управляющих организаций сейчас в Уссурийске?
- Два года назад их было четыре, сейчас - уже 10. Одна из них создана на базе бывшего муниципального жилищно-коммунального предприятия, в уставном капитале одного из новичков тоже есть небольшая доля муниципалитета. А все остальные пришли на рынок самостоятельно и утверждаются сейчас на нём. Существует нормальная конкуренция. Уже хватает случаев, когда собственники уходят от одной компании к другой. Причем этот процесс идёт непредсказуемо. Уходят как от так называемых частных организаций, так и от, условно говоря, городских. Всё зависит от того, каково качество предоставляемых услуг и как складываются взаимоотношения с жильцами.
- Как правило, частникам пробиваться труднее. Компаниям же, работающим вместе с муниципалитетами, создаются более выигрышные условия…
- Никому никаких рогаток мы не ставим. Наша задача - создать на рынке жилищных услуг конкурентную среду, и мы способствуем её созданию.
Поначалу некоторые компании обвиняли нас в том, что мы навязываем им непривлекательное ветхое жилье. Даже в прокуратуру обращались. Да, мы вынуждены ставить условие: берёте в управление «выгодную» многоэтажку – возьмите на обслуживание и какую-то часть ветхого жилья. Беда в том, что в очередь за ними никто не становится, и тут хоть сколько конкурсов проводи. Почему кто-то должен работать и с таким жильем, а кто-то нет? Все должны быть в равных экономических условиях.
Постепенно всё утряслось. И не насильно, а в добровольном порядке. Но на сегодня ещё остаётся довольно много домов с большим износом, которые остаются «между небом и землёй».
В двухэтажках большой процент неприватизированных квартир. Люди боятся, что как только они оформят собственность, государство их может бросить. А вот в центре города, где земля особенно дорогая, ситуация постепенно меняется. Тут жильцы не только квартиры приватизируют, но даже землю официально оформляют в общую долевую собственность. Подталкивает к такому шагу понятная логика: пусть сам ветхий дом постепенно потеряет свою ценность, зато земля под ним будет только расти в цене. Поэтому жильцы стараются оформить право собственности на свой земельный участок.
Сейчас мы активно проводим межевание земли в городской черте за счёт бюджетных средств. В центре города эта работа уже практически завершена и будет продолжаться дальше.
- Владимир Борисович, а как идёт сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги? Управляющие компании собирают деньги сами?
- Сначала чуть ли не каждая организация создала свой расчётно-кассовый центр. Но что получилось? Некоторые управляющие компании тут же задолжали поставщикам воды, тепла и других коммунальных услуг, не торопясь перечислять им собранные по их тарифам деньги. А чем это чревато? Тотальными отключениями!
Поэтому у нас был создан единый расчетно-кассовый центр - МУП «Партнер», в котором обслуживаются девять из десяти управляющих компаний. На счёт «Партнера» поступают все средства от жильцов, а также из бюджета по льготам и субсидиям. По заявлениям управляющих организаций «Партнер» открыл транзитный счёт, откуда деньги сразу же идут ресурсоснабжающим организациям. Новые компании и сами выиграли. Да хотя бы в том, что не пришлось создавать собственную базу данных по площади квартир, числу проживающих в каждой из них и так далее. Всё это есть в РКЦ.
Ещё одна причина, почему расчёт с жильцами нельзя начинать с нуля, - это их долги. Им понравится переходить от одной компании к другой, и что, взятки гладки? В конце концов все пострадают. Поэтому когда подписываем договор на управление или обслуживание дома (компании работают как по одному, так и по второму варианту), то не забываем про уступку долга. Если у жильца есть задолженность, то она остается, под чьё бы крыло дом ни переходил.
~~Справка «В»
«Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» включает в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленную из расчёта 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.~~
- Тариф по статьям «содержание» и «ремонт жилья» по каждому дому свой? Или он общегородской?
- По закону, каждая управляющая организация может согласовывать с собственниками свой набор услуг, а в зависимости от этого - и свой тариф.
Когда создавалась первая компания, она сделала расчёт, защитила тариф через аудиторскую компанию, получила заключение о его обоснованности. И сейчас новые управляющие организации тоже работают по этому тарифу. Никто не стремится снизить его или, наоборот, повысить. Надо сказать, что он ниже, чем в среднем по краю.
- Владимир Борисович, а как всё-таки собственникам жилья в Уссурийске удалось так лихо определиться со способом управления своих домов? Чаще всего приходится слышать жалобы, что жильцы инертны и ни в какую не хотят делать выбор.
- Инертности на самом деле хватает. Но мы не сидели и не ждали, когда люди созреют и начнут проводить собрания, вместе с управляющими компаниями сами их активно инициировали, разъясняли новый Жилищный кодекс. Результат говорит сам за себя. Теперь стоит задача отладить новый механизм.
Автор: Надежда БРАЖИНА