Инвалиды – это мы все
Прошу не обижаться на заголовок. Ниже попробую объяснить почему. Да и с чего бы, собственно, обижаться? Инвалид - это что, оскорбление? А левша, блондин - это оскорбление?
Прошу не обижаться на заголовок. Ниже попробую объяснить почему. Да и с чего бы, собственно, обижаться? Инвалид - это что, оскорбление? А левша, блондин - это оскорбление?
Между прочим, больше ста лет, с 1813 года, сразу после окончания Отечественной войны в России (вплоть до все разрушающей революции) издавалась - и не кем-нибудь, а военным министерством! - газета «Русский инвалид». И была одной из самых массовых. И сбор от нее шел в пользу раненных в многочисленных войнах, которые вела Российская империя.
Большевики издание, понятное дело, прикрыли. Они на инвалидов, похоже, смотрели как на отработанный человеческий материал, мешающий строительству коммунизма. После Великой Отечественной инвалидов (без рук, без ног, их еще в народе с горькой иронией называли «самовары») содержали в специальных закрытых интернатах - чтобы не застили счастливый взор народа-победителя - или на удаленных островах типа Валаама; об этом есть немало в родной литературе.
Может быть, с тех, советских времен в нас осталось это, мягко говоря, странное отношение к людям с физическими увечьями - конечно, не презрительное, не брезгливое; но какое-то по цивилизованным меркам все-таки странное. Увидел на улице человека в инвалидной коляске - как будто что-то неприличное…
Между тем в сегодняшнем мире подход к человеку - каждому - ключевая единица измерения социальной зрелости общества. Получилось так, что этой осенью довелось побывать подряд в двух командировках - в Японии и Южной Корее. Все светофоры (без исключения) со звуковым сопровождением - для слабовидящих; для них же в каждый тротуар вмонтирована отдельная «пупырчатая» дорожка, легко ощутимая ногой. В обычном муниципальном транспорте редкий автобус не оборудован специальным подъемником - для инвалидов-колясочников. В общественных местах (уж простите такую подробность) я не видел ни одного туалета, в котором не было трех дверей - с женской фигуркой, мужской и инвалидным креслом.
…Нам кажется, что инвалидов мало - оттого, что мы их не видим. Да и как им выйти во враждебный, по сути, город. Мой товарищ, очень уважаемый человек, занимающий крупную должность, работает во Владивостоке. А жена - у нее серьезные проблемы с двигательным аппаратом - живет в Москве. «Понимаешь, - говорит он, - там хоть немного начали «затачивать» окружающую обстановку под инвалидов. А здесь-то у нас и конь не валялся»…
Сейчас в России и у нас, в Приморье, идет Декада инвалидов (подробнее читайте на стр. 2). Бессовестное мероприятие. Не должно быть никаких декад. Должна быть просто нормальная жизнь.
А инвалиды - это, похоже, все мы. И в первую очередь те, кто призван решать проблемы людей с физическими недугами. Причем инвалиды особой категории - совести и ума.
Автор: Андрей Островский Вадимович