Моисей из Владивостока

Удивительное открытие во Владивостоке сделали спустя почти сто лет. В канун еврейского Нового, 5768 года на здании синагоги на улице Прапорщика Комарова обнаружены элементы главного фасада - скрижали Завета.

23 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2248 от 23 нояб. 2007
a9a45af681a2409ace6d55ad1e2d9574.jpg

Удивительное открытие во Владивостоке сделали спустя почти сто лет. В канун еврейского Нового, 5768 года на здании синагоги на улице Прапорщика Комарова обнаружены элементы главного фасада - скрижали Завета.

Эти немые свидетели начала прошлого века считались утраченными. Никто уже и не надеялся на чудо. Возродить реликвию помог краевед Александр Кузьмин. Он - член Общества изучения Амурского края. Историей синагоги занялся несколько лет назад - работал в архивах, читал книги, разговаривал с архитекторами, дизайнерами и реставраторами.

Как утверждают историки, еврейский молитвенный дом появился в 1908 году. Позже здесь находился кондитерский магазин, а в сентябре 2004 года «сладкое место» передали прежним владельцам, где и обосновалась еврейская религиозно-культурная община. Здание обветшало: дыры в стенах, трещины фундамента… Архитектор Иосиф Эйдис выполнил первый проект реставрации, а его дочь сделала фотографии строения.

В сентябре 2006 года Александр Кузьмин тщательно изучал материалы съемок и обнаружил на фронтоне четыре странные точки. И предположил, что более поздние слои скрывают какую-то важную деталь…

Труднее всего было подняться к заветной цели. Высота здания более пяти метров. Средств на аренду подъемника не было. Да и сам исследователь работал бесплатно. Помог случай. В этом году на здании синагоги устанавливали камеры наружного наблюдения, а для монтажа привезли лестницу. И Александр смог прикоснуться к заветной цели.

- Трудно описать охватившее меня чувство, когда поднялся наверх, - рассказал Александр Кузьмин. - Я даже не представлял, как буду снимать пласты старой штукатурки, цемента и налипшей краски. Думал, без молотка не обойтись. Но велико же было удивление, когда после очистки правого верхнего угла под шпателем стал вырисовываться мрамор цвета слоновой кости и рельеф букв.

Под влиянием итальянского Ренессанса почти во всех странах мира cкрижали Завета стали изображать как страницы раскрытой книги. Александр убедился в этом, когда через пять часов на фронтоне появилась каменная пластика. По обе стороны реликвии было по пять заповедей. Первой плоды реставрации увидела россиянка, которая сейчас проживает в Великобритании. В это время она оказалась во Владивостоке и сфотографировала Кузьмина за работой. А прихожане Кузьмина стали звать Моисеем: он вернул реликвию…

Оставалось выполнить формальности: составить акт о проделанной работе. Теперь Александр Кузьмин мечтает о времени, когда синагога будет полностью восстановлена, но не утратит своего былого исторического облика.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА