«Почему я заплатила за операцию на сердце?»

Меня зовут Ольга Михайловна, я пенсионерка. В 2003 году мне сделали операцию на сердце, за которую я заплатила более 110 тысяч рублей, но потом узнала, что такие операции должны были сделать бесплатно...

20 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2245 от 20 нояб. 2007

Меня зовут Ольга Михайловна, я пенсионерка. В 2003 году мне сделали операцию на сердце, за которую я заплатила более 110 тысяч рублей, но потом узнала, что такие операции должны были сделать бесплатно.

Порок сердца у меня с 14 лет. В сентябре 2003 года я почувствовала, что сердце останавливается. Остановки были такими длинными, что, казалось, после одной из них оно больше не заработает.

Меня осмотрели кардиохирурги краевой клинической больницы и главный кардиолог города, вынесли вердикт: необходима операция. Мне сделали операцию по протезированию митрального клапана сердца.

В марте 2004 года я вышла на работу. Ни кашлянуть, ни чихнуть не могла, но все равно работала, потому что нужно было возвращать долги, с которыми до сих пор не расквиталась.

Через некоторое время после того, как меня выписали, я узнала, что в связи с постановлением губернатора Приморского края «Об утверждении программы государственных гарантий по оказанию населению Приморского края бесплатной медицинской помощи», в пункте 1.1, была предусмотрена компенсация расходов на дорогостоящие виды медицинской помощи. А в пункте 1.2 говорилось, что оплата операций по устранению пороков сердца и протезирование клапанов сердца проводится за счет средств краевого бюджета в краевой клинической больнице.

Об этом никто не предупредил ни меня, ни моих близких. Я подала иск в суд. В его удовлетворении мне было отказано. И так в пяти инстанциях суда. Но я не могу понять до сих пор, почему, если такие операции должны были делаться бесплатно, меня никто об этом не предупредил?

~~Справка «В»
Высокотехнологичная (дорогостоящая) медицинская помощь жителям Приморского края оказывается по показаниям в установленном порядке в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ и департамента здравоохранения администрации Приморского края. В 2007 году порядок получения такой помощи определен информационным письмом департамента здравоохранения, которое разослано для информирования во все лечебно-профилактические учреждения края.

В соответствии с национальным проектом «Здоровье» в 2006 году в Приморском крае на высокотехнологичное лечение было направлено 597 пациентов (из них 138 детей), что составило 101,5 процента от запланированного количества направлений на лечение. А за 9 месяцев этого года выданы направления 558 пациентам.

Не следует торопиться с подписанием контракта на оказание медицинской помощи, нужно сначала узнать, может быть, ее можно получить бесплатно.~~

Комментарии специалистов

Наталья ПАВЛИКОВА, главный специалист отдела лечебно-профилактической помощи взрослому населению департамента здравоохранения края:
- У Ольги Михайловны были показания к оперативному лечению, но она не нуждалась в экстренной операции. Она могла прооперироваться бесплатно, если бы оформила заявку в надлежащем порядке. На тот момент такая медицинская помощь действительно оказывалась за счет бюджетных средств по квотам, но в клиниках федерального значения. Находятся они во многих городах России, в том числе в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге. К сожалению, в 2003 году краевая клиническая больница № 1 клиникой федерального значения не являлась, операции за счет средств федерального бюджета здесь начали делать только в сентябре 2007 года.

Для того чтобы получить помощь от государства, следует прийти на консультацию в департамент здравоохранения, где каждому посетителю объяснят, какие действия он должен выполнить. Мы бы поставили ее в очередь и выдали направление в клинику федерального значения. Причем инвалидам вне зависимости от группы фондом социального страхования оплачиваются еще и транспортные расходы. Причина, по которой Ольге Волковой неоднократно отказывали в удовлетворении исков в суде, в том, что она не подавала документы в департамент здравоохранения, то есть ни в какие отношения с ответчиком - департаментом не вступала.

Существуют различные варианты получения высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе за счет средств федерального или краевого бюджета (эти средства ограничены), из личных средств граждан либо иных источников финансирования (например спонсорство). Ольга Михайловна заключила контракт на проведение платной операции. Нередко бывает, что люди не желают ждать, собирать документы, становиться в очередь и соглашаются оплатить операцию самостоятельно. Это право каждого.

* * *

Полина МЕЩЕРЕКОВА, председатель совета Владивостокской общественной организации по защите прав потребителей:
- В статье 10 закона «О защите прав потребителей» прописано право потребителя на получение достоверной и полной информации об услуге. То есть представители клиники должны были своевременно поставить в известность Ольгу Михайловну о том, что она имеет право прооперироваться за счет средств краевого или федерального бюджетов. Поскольку ей не предоставили такой информации, она понесла убытки. Согласно статье 12 закона «О защите прав потребителей» исполнитель несет ответственность за непредоставление необходимой информации, поэтому Ольга Михайловна имела право в разумный срок (как правило, это полгода) после подписания договора, потребовать возвращения денежных средств, затраченных на операцию.

Ведь потребитель, как правило, даже не знает, какие медицинские услуги оказываются лечебным учреждением платно, а какие он может получить по страховому медицинскому полису. Например, прошлой зимой во время гололеда женщина повредила руку в плечевом суставе. Она обратилась в больницу. Ей назначили экстренную операцию и назвали сумму, которую она должна была выплатить. Позже выяснилось, что такие услуги должны были предоставляться бесплатно по страховому медицинскому полису. Женщина подала иск на дорожную службу с требованием возместить ей убытки, поскольку дороги не были расчищены. Суд проиграла, поскольку снегопад сочли форс-мажорным обстоятельством.

Если от вас скрыли информацию об услуге, предъявлять претензии стоит той организации, которая эту услугу оказывала.