Готовить специалистов-недоучек или профессионалов нового качества?
Мы с оптимизмом воспринимаем переход на двухступенчатую систему образования. Важно то, что останется подготовка специалистов, нацеленных на оборонно-промышленный комплекс, на высокотехнологичные отрасли, и ясно, что в ДВГТУ останется подготовка инженеров
Мы с оптимизмом воспринимаем переход на двухступенчатую систему образования. Важно то, что останется подготовка специалистов, нацеленных на оборонно-промышленный комплекс, на высокотехнологичные отрасли, и ясно, что в ДВГТУ останется подготовка инженеров по этим специальностям. В конце 2006 года технический университет подал в координационный совет по науке и технике Минобразования и науки РФ свои предложения сохранить в ДВГТУ подготовку по 35 специальностям, таким как кораблестроение, океанотехника, сварочное производство, технология машиностроения и другим. Если останутся 15-20 – это хорошо и для вуза, и для предприятий региона.
Бакалавриат же – это массовое обучение, обладатель такого диплома имеет хорошую общепрофессиональную подготовку и ориентирован на широкое направление деятельности. Чтобы выйти на более высокий уровень профессионализма, бакалавру придется поступать в магистратуру либо углублять квалификацию с помощью специальных образовательных программ повышения квалификации.
Магистратура сегодня способна обеспечить подготовку продвинутых профессионалов современного уровня. В магистерских программах около 50 процентов занимает научно-исследовательская работа студентов, поэтому те вузы, которые намерены реализовыватьтакие программы, просто обязаны иметь серьезную базу для исследований. Скажу больше: вузы ждет тотальная переподготовка преподавателей, – магистратура требует иного качества их квалификации, умения организовать научную работу студентов. Легче будет тем вузам, где давно сформированы научно-педагогические школы. Как отнесутся к массовому выпуску бакалавров работодатели? Пока ответа на этот вопрос нет. Но уже сейчас министерство труда обязано переработать квалификационные требования, а работодатели – четко определить, на каких рабочих местах можно использовать бакалавров, как довести эти кадры до нужной квалификации, доучить, дать дополнительные знания и практические навыки. Словом, все как в развитых странах.
Однако я хотел бы подчеркнуть главное: подготовка бакалавров и магистров качественно отличается от подготовки специалистов. Если сейчас просто взять программы специалитета, механически урезать ряд дисциплин, чтобы уместить в четыре года, получится вовсе не бакалавр, а недоученный специалист. Суть в том, чтобы быстро переучить преподавательский состав, взять на вооружение новые технологии обучения, обеспечить их учебно-методическими материалами нового поколения, вот тогда из стен вуза выйдет выпускник, который будет конкурентоспособен на рынке труда и найдет свое место в жизни.
Автор: Профессор Анвир ФАТКУЛИН