Кондуктор как гарант безопасности пассажиров

Во Владивостоке конфликты в общественном транспорте возникают практически ежедневно - перед стариками двери захлопываются, льготнику рассерженный водитель может крикнуть: «Небось, колбасу в магазине бесплатно не дают!». Хотя при чем тут колбаса, совершенн

30 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2234 от 30 окт. 2007
7ef75406c0897f2f1819cbe6803fb085.jpg

Во Владивостоке конфликты в общественном транспорте возникают практически ежедневно - перед стариками двери захлопываются, льготнику рассерженный водитель может крикнуть: «Небось, колбасу в магазине бесплатно не дают!». Хотя при чем тут колбаса, совершенно непонятно, ведь на нее администрация деньги не перечисляет. Ну и бесконечные разговоры о повышении стоимости проезда горожан уже замучили. Поэтому ситуация с автоперевозками в Находке даже немного удивляет.

После 10 лет – старики


- Мы начинали с того, что приучали перевозчиков: вы не частники, а только арендаторы, - рассказывает Ирина САВЧЕНКО, начальник отдела транспорта и связи администрации города. - Собственным автобус вы можете назвать лишь тогда, когда везете семью на дачу, а коль вышли на маршрут, вы водители по найму и ваше транспортное средство уже общественный транспорт. Поэтому и работать все должны по единым правилам.

Пусть Находка значительно меньше краевого центра, но и там поначалу было много частных автотранспортных предприятий, которые пришлось сгруппировать. Сначала пятьдесят, четыре года назад - семь, нынче всего четыре. И у всех заключен договор с администрацией. При этом профессионалы понимают, что любое автотранспортное предприятие - емкое, его руководителям невыгодно подписывать бумаги на год, а вот заключение договора на пять лет вполне устраивает все стороны. Кстати, в западных городах только сейчас стали подходить к этому оптимальному сроку. При подписании соглашения прежде всего администрация диктует свои условия. Например, о том, что транспортное средство не должно быть старше 10 лет. Правда, сейчас средний возраст автобуса - 10,4.

И еще одно важное условие прописано - без кондуктора автобус на маршрут выходить не может. Для краевого центра это что-то из прошлой жизни. Однако иначе нельзя, убеждена Ирина Алексеевна, ведь на дорогах много транспорта, водитель должен отвечать за безопасность пассажиров, не отвлекаться. Продажа билетов, разбор конфликтных ситуаций - задача кондукторов. Кстати, на эту работу люди идут с удовольствием, и не только бодрые еще пенсионеры, как это было в советские времена, но и молодежь. А вот водителей в настоящее время дефицит, потому что ради безопасности пассажиров требования к ним предъявляются жесткие. Тем не менее в Находке уверены, что это востребованный бизнес, в котором всегда найдутся желающие работать.

«Черный список»

Так чем же конкретным отличается водитель автобуса в Находке от своего коллеги во Владивостоке? Во-первых, сами предприятия очень придирчиво подходят к подбору кадров, выбирают настоящих профессионалов, дисциплинированных, с устойчивой психикой, которые не будут, как в краевом центре, бешено сигналить и бить руками по рулю в пробке. В городе существует даже «черный список» тех, кого не стоит брать на работу. Ирина Алексеевна говорит, что за последнее время у них был лишь один «прокол» - не знали, что принятый на работу водитель до этого служил в «горячих» точках. Сдали у него нервы - учинил драку. Безусловно, его сразу уволили. Некоторые, кстати, сами увольняются, понимают, что работать с людьми тяжело, что соответствовать предъявляемым требованиям они не могут. Но зато остаются лучшие, на которых можно положиться. Кстати, Ирина Алексеевна любит повторять: «У всех, кто работает в контакте с большим числом людей, хлеб нелегкий, но раз выбрали такую работу, надо быть терпимыми». Наверное, поэтому льготники в Находке ездят спокойно, никто им нервы не выматывает. Там, кстати, даже проездные билеты можно купить, о чем во Владивостоке давно забыли. Причем действительны они во всех автобусах, на всех маршрутах. Пассажиру ведь безразлично, какая компания его возит. Дело администрации - распределить потом доходы по предприятиям. Настолько все логично, что остается только развести руками, вспоминая вечные конфликты во Владивостоке.

Если водитель автобуса во время движения будет разговаривать по сотовому телефону, об этом немедленно сообщат или сами пассажиры, или служба безопасности, которая есть на каждом предприятии. Конечно, эта служба своего работника иногда лишь пожурит, а вот на водителя конкурирующей фирмы обязательно напишут докладную, это ведь нарушение. О курении за рулем даже и говорить не приходится - запрещено это строжайше. Представляю, как, прочитав это, горестно вздохнут владивостокские мамочки с детьми, порой слезно просящие водителей не дымить.

Есть еще два поразительных различия между нашими городами. Во-первых, в Находке приучили всех пассажиров обязательно брать билет. У кондукторов при этом две катушки: одна с общим тарифом, другая - для льготников. В конце смены они подсчитывают, сколько тех и других перевезено. Во-вторых, кондукторы объявляют остановки. Часто ли во Владивостоке это можно услышать?

Контролер – население

Безусловно, и в этом городе далеко до идиллии, и у них водители и кондукторы могут поспорить, кому убирать салон, а пассажир может возмутиться тем, что кондуктор очень уж внимательно, кажется, даже недоверчиво рассматривал его льготное удостоверение, или инвалид жалуется, что его не впустили в переднюю дверь. Но по сравнению с краевым центром эти проблемы кажутся мелкими. Да и большую роль играет обратная связь - к жалобам пассажиров подходят очень внимательно, каждую разбирают, а виновного в серьезном нарушении обязательно пригласят на конфликтную комиссию (если на самом предприятии с ним не разобрались). «По итогам недавно проведенного рейда, - рассказывает Ирина Савченко, - за три дня было выявлено 16 нарушителей. Четырех человек наказали за обгон автобусов параллельных маршрутов, девять - за высадку пассажиров вне остановки, шестерых - за разговоры по сотовому телефону». По итогам этого рейда 14 водителей получили на своих предприятиях строгий выговор и лишились премии, один нарушитель переведен на должность слесаря, один уволен. Думается, в краевом центре за один день выявляется значительно больше серьезных нарушений. И все же, несмотря на то, что многие инстанции (транспортный отдел, ГИБДД, централизованная диспетчерская) контролируют работу общественного транспорта, по мнению Ирины Савченко, главный контролер - это население. Поэтому все поступающие жалобы тщательно проверяются. Никто - ни водитель, ни руководитель автотранспортного предприятия - не хочет вторично попасть на конфликтную комиссию и лишиться права на работу.

И все же предела совершенству нет. В Находке, к примеру, думают сейчас о внедрении навигационной системы, когда в диспетчерской виден каждый автобус. Если вдруг возникла пробка и автобус запоздал, диспетчер отрегулирует поток. Не проскакивай вперед, не рвись, не создавай аварийную ситуацию - это главное требование, потому что на первом месте должна быть безопасность пассажиров. Кроме того, они хотят внедрить у себя информационную систему, как в метро. Водитель должен следить только за дорогой, кондуктор в часы пик может отвлечься, а эта система обязательно предупредит о следующей остановке.

На все это, конечно, нужны немалые деньги. Поступающие же средства во многом зависят от тарифов перевозок. Сейчас это восемь рублей, для того, чтобы предприятия нормально развивались, необходимо десять. Причем в отделе транспорта и связи это могут обосновать, у них есть все соответствующие расчеты, а не голословные утверждения. Недаром они ведут даже скрупулезный подсчет перевезенных льготников. Кроме того, там провели обследование маршрутной сети, отследили пассажиропоток, точно высчитали, сколько автобусов нужно городу. Находка растет, меняется маршрутная сеть. Администрация при этом работает гибко, с учетом интересов пассажиров и их мнения по переносу остановок или изменению интервала движения.

Как им все это удается? Ирина Алексеевна отвечает: «У меня были хорошие учителя. Они говорили: ты не обязана быть транспортником, но ты должна быть достойным управленцем. Надо уметь слушать людей и договариваться с ними. Где-то принять их решение, в чем-то настоять на своем. Сейчас мы совместными усилиями решаем все наболевшие вопросы, а я всегда открыта диалогу».

Автор: Галина Кушнарева Михайловна