Останемся на бобах

Самые дальновидные руководители агропромышленных предприятий Приморья уже завершили уборку сои. Комбайны выходили на поля, лишь только сходила роса, техника и механизаторы трудились и по ночам. Задача была одна – спасти урожай от возможной непогоды...

30 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2234 от 30 окт. 2007
a655c3e4dc27136a7ef90f4ff7f9a457.jpg


Самые дальновидные руководители агропромышленных предприятий Приморья уже завершили уборку сои. Комбайны выходили на поля, лишь только сходила роса, техника и механизаторы трудились и по ночам. Задача была одна – спасти урожай от возможной непогоды. И хотя сейчас многие хозяйства страхуют свои посевы зерновых и бобовых от стихийного бедствия, вероятность гибели от октябрьских или ноябрьских снегопадов остается еще высокой. Уроки прошлого учтены.

То, что соя стала востребована, уже ни у кого не вызывает сомнений. Урожаи бобовых возрастают с каждым годом, а с ними растут и прибыли у земледельцев. О перспективах развития этой культуры на юге российского Дальнего Востока корреспонденты «В» беседуют с заместителем директора Приморского научно-исследовательского института по научной работе, кандидатом сельскохозяйственных наук Алексеем ЕМЕЛЬЯНОВЫМ.

- В этом году НИИ высадил 200 гектаров сои, этого хватает для выпуска качественной селекции. Институт производит оригинальные семена. И те хозяйства, которые занимаются сортообновлением или поддерживают внутреннее семеноводство, могут их приобрести. Продвинутые аграрники покупают элитные семена только для пополнения собственного семенного фонда. А уже потом высаживают элиту на своих полях.

В институте сумели создать качественные семена сои: Приморская-69, Приморская- 13, Венера, а вот Приморская-81 или Ходсон выведены местными селекционерами на основе зарубежных поступлений. Все эти варианты и стараются в основной массе покупать растениеводы края. И каждый крестьянин хочет приобрести то, что для его климата подходит более всего. Ведь в Приморье климатические условия совершенно разные. Все зависит от продолжительности дня – периода вызревания продукта. Мало кто знает, что с севера на юг по всему Приморью на каждые 100 километров нужен новый сорт сои. Наш институт старается обеспечить всех соей именно для конкретного региона. Хотя некоторые хозяйства занимаются посевом семян из Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского края, Китая. Но ведь на каждой отдельной территории нужен конкретный вид. Один и тот же сорт в двух соседних районах показывает себя различно. Тут уже все зависит от агронома. Месторасположение поля, плодородие почвы, температурный режим, продолжительность светового дня и другие факторы влияют на урожайность. Нельзя стремиться только к скороспелым сортам, необходимо максимально использовать весь вегетационный период. А если уж и иметь в наличии скороспелку, то только для страховки от природных катаклизмов (не успели весной посеять вовремя бобовые, тогда подойдут «быстрые» сорта). Но, повторюсь, нельзя этим увлекаться. Так же и при уборке. Не во всех хозяйствах хватает комбайнов или большие посевные площади. Вот тогда и можно убирать урожай по сортам.

И еще. Если в России живут умные начальники, то они должны дать возможность крестьянам внедрять и самые передовые культуры, семена и технологии. Не замкнуться в себе наподобие Северной Кореи, но максимально использовать лучшие мировые разработки. Уже сейчас в России половина земли засажена зарубежными сортами. В подавляющем большинстве это делается контрабандно. А вот если отечественные новинки нужно внедрить, то приходится стучаться во все московские кабинеты.

Собранного урожая институту вполне хватит для того, чтобы рассчитаться по договорным обязательствам. С тем же государственным продовольственным агентством, которое по весне предоставляет товарный кредит. Нельзя не отметить, что и урожайность сои в целом по краю выросла за последние годы. Еще 20 лет назад в среднем хозяйства получали 5-7 центнеров с гектара. Сейчас по всему Приморью меньше 10 центнеров не бывает (при меньших объемах резко сокращается рентабельность в ее производстве). А в серьезных хозяйствах и вовсе в среднем имеют по 15. Институт заготовил семян высших репродукций 120 тонн, из них половина - для госпродагентства».

Бобовые уже давно используются на Дальнем Востоке для выпуска масла, а из него, соответственно, других продуктов – майонеза, маргарина и т. д. К сожалению, частично уходит на корм скоту в шрот. Основным покупателем товарной продукции бобовых в регионе является Уссурийский масложиркомбинат, хотя есть и несколько мелких переработчиков (у них ниже себестоимость готовых продуктов и отлажена реализация). Что касается Уссурийского МЖК, то на предприятии ведется перевооружение оборудования, это позволит задействовать ранее мало используемые компоненты бобовых. Тот же соевый изолят (порошковый белок), который добавляется в вареные колбасы, завозят из-за рубежа.

В следующем году НИИ собирается расширить земледельческий клин. Поэтому вслед за уборкой сои самое пристальное внимание теперь уделяется подъему зяби. Самые опытные механизаторы - Александр КОНОВАЛОВ, Юрий СУСЬ, Николай ЛОСЕВ и некоторые другие днюют и ночуют на полях, чтобы успеть сделать задел на урожай будущего года, поскольку он будет отличаться по объему площадей и видам готовой продукции. Ведь институт постепенно переходит от производства элитных семян к суперэлите.

Тем временем приморские крестьяне попали в крайне сложную ситуацию - пронесшийся над территорией края 19-20 октября циклон затруднил уборку сои, а также гречихи и риса (нет проблем только с кукурузой). Стихия накрыла самые земледельческие районы края. И хотя большинство территорий освободилось от снега, местные крестьяне терпят убытки. Депутаты краевого парламента совместно с руководителями агропромышленных предприятий оценили ущерб в 300 с лишним миллионов рублей.

Что касается бобовых, то убрана всего лишь четверть от засаженных площадей. С рисом и гречихой, овощами и картофелем обстановка более благополучная.

Автор: Николай Кутенких Николаевич