Вы и ваш дом готовы зарабатывать? Делайте это!

Если вы с соседями решили, что размещение рекламы на доме может обеспечить определенный доход и разрешить некоторые проблемы с общим имуществом, то вам должен быть известен весь процесс, в котором кроме вас будут задействованы и административные органы, и

16 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2226 от 16 окт. 2007
09f3c88a43f4ba5ffd2b67b6262ad098.jpg

Если вы с соседями решили, что размещение рекламы на доме может обеспечить определенный доход и разрешить некоторые проблемы с общим имуществом, то вам должен быть известен весь процесс, в котором кроме вас будут задействованы и административные органы, и представители компаний, размещающих рекламу.

Главный специалист Управления регулирования рекламной деятельности отметила, на чем нужно акцентировать внимание, когда на доме устанавливается рекламный щит либо размещается другая реклама. Первое, что нужно иметь в виду, - это то, что собрание собственников уполномочено решать, будет ли рекламная конструкция размещена на доме. Решение фиксируется в протоколе, но есть один нюанс: этим же собранием ранее должна быть выбрана форма управления многоквартирным домом из числа тех, о которых говорится в новом Жилищном кодексе.

Второе, на что нужно обратить внимание, - это на то, что деньги, поступающие на лицевой счет в качестве доходов от рекламы, должны иметь целевое использование на нужды дома. Направлять средства на эти цели может не только товарищество собственников жилья, но и выбранная жильцами управляющая компания. Но следует помнить о том, что доходы от рекламы должны использоваться на нужды конкретного дома, ведь его фактические владельцы - собственники квартир, а значит, они имеют право решать, как потратить деньги, «заработанные» их домом с помощью рекламы.

Комментарий известного в городе эксперта по законодательству в сфере регулирования предпринимательской деятельности Приморской торгово-промышленной палаты Елены ЗОЛОТАРЕВОЙ дает более конкретные сведения: «Теоретически общее собрание собственников должно принять решение об использовании общего имущества в виде внешних ограждающих конструкций дома под размещение рекламы, плату за такое размещение и порядок расчета за пользование общим имуществом, и целевое назначение таких поступлений, например, на ремонт крыши или погашение неплатежей недобросовестных собственников. Только после этого управляющая компания или эксплуатирующая организация по договору, если это предусмотрено решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть получателем данных доходов на указанные в договоре целевые нужды».

Перспектива использования «рекламных» денег довольно радужная, но смущает то, что эта логическая цепочка сотрудничества рекламодателей, рекламораспространителей, собственников и управляющих компаний, по большому счету, существует только в теории.

Однако примеры эффективного сотрудничества всех перечисленных участников рекламного процесса все же есть, и есть во Владивостоке. Тогда как в западной части России, прежде всего в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, решением щекотливого вопроса по поводу размещения наружной рекламы на жилых домах озаботились гораздо раньше, имели место даже распоряжения администраций этих городов, регулирующие соответствующие отношения и порядок действий, у нас наблюдались полная тишина и покой. Более того, огромное количество наружной рекламы в городе вовсе размещается незаконно, не говоря уже о согласовании рекламы с собственниками квартир в жилых домах.

«В» удалось побеседовать с представителем крупной компании, занимающейся размещением наружной рекламы во Владивостоке уже два года. Процесс работы с жильцами домов в этой компании оказался отлаженным, в разряд необходимой документации, разрешающей установку рекламного щита либо вывески, входит протокол общего собрания собственников. Около пятнадцати товариществ собственников жилья сотрудничает на данный момент с этой фирмой. В этом случае направлять доходы от рекламы на нужды дома - компетенция товарищества, потому как средства поступают на его банковский счет. Для многих товариществ собственников, которые откликнулись на призыв государства организовываться для управления своим общим имуществом, это единственный способ «залатать дыры» в бюджете и выкроить средства на ремонт домов, которые в большинстве своем находятся в плачевном состоянии.

К примеру, для ТСЖ «Ласточка», которое расположено у Некрасовского путепровода - на месте, которое имеет наивысшую оценку по выгодности размещения рекламы, это очень весомая статья дохода. Елена БЕРЕГОВА, участвовавшая в создании ТСЖ и работающая в нем сейчас, отметила, что с компанией, размещающей наружную рекламу, они сотрудничают с момента создания ТСЖ, то есть уже несколько лет.

Немного сложнее с управляющими компаниями, которые получили разрешение от собственников на размещение рекламной конструкции. Так как деньги должны иметь целевое использование на нужды дома, собственники могут принимать участие в решении, куда их направить: на капитальный ремонт подъездов, замену инженерных коммуникаций или ремонт крыши. Жильцы также вправе увидеть документы, подтверждающие, что средства не ушли «налево». Есть случаи, когда компания, занимающаяся размещением рекламы, сама нанимает подрядчиков для выполнения ремонта и отчитывается перед управляющей компанией и собственниками.

Невыясненным остается вопрос, могут ли на законном основании с рекламодателями и рекламораспространителями сотрудничать собственники в домах, в которых было выбрано непосредственное управление. Пункт 3 статьи 164 нового Жилищного кодекса наделяет полномочиями сотрудничать с третьими лицами одного из собственников, если он выбран всеми или большинством на общем собрании и это подтверждает письменная доверенность. Но, как известно, доход от рекламы может получать юридическое лицо, зарегистрированное в государственном реестре, имеющее свой банковский счет и облагаемое налогом на эти поступления.

Есть, конечно, возможность организовать на территории данного дома, управляемого непосредственно собственниками, Территориальное общественное самоуправление, зарегистрированное в форме некоммерческой организации, которое будет иметь свой счет в банке, а значит, сможет вести расчеты с рекламораспространителями и Федеральной налоговой службой. Но создание ТОС во Владивостоке - задача не просто хлопотная, а трудновыполнимая. Поэтому данная форма самоуправления в городе пока не востребована, хотя она имеет множество преимуществ, которых лишены формы управления жилыми домами, обозначенные жилищным законодательством.

~~Тем временем. В Москве взялись за порядок
Очередной виток борьбы с засильем наружной рекламы в Москве может обернуться крупными потерями для операторов этого рынка. Москомархитектура выпустила новые требования к рекламоносителям. Теперь их нужно вписывать в историческую застройку, утверждая проект конструкции на худсовете ведомства. Если выполнять приказ в полном объеме, рынок ожидает стагнация, отмечают в компаниях. Из $600 млн., собранных отраслью в 2006 году, 75 процентов пришлось на долю центра и основных магистралей столицы, сообщает «Коммерсантъ».

Приказ №170 «Об основных требованиях по размещению объектов наружной рекламы на территории Москвы», грозящий участникам рынка масштабным сокращением рекламоносителей, председатель комитета по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектура) Александр Кузьмин подписал 27 сентября. Ограничения распространяются на все конструкции, расположенные в пределах третьего транспортного кольца (ТТК), включая саму магистраль и основные трассы столицы. Их в Москомархитектуре насчитали 20: ряд набережных Москвы-реки, МКАД, Ленинградское, Рублевское, Варшавское, Каширское шоссе, проспекты Мира и Кутузовский и другие трассы.

Документ содержит ряд прямых запретов. Например, в пределах ТТК теперь нельзя размещать на крышах зданий так называемые плоскостные панели – щитовые рекламные конструкции, а телеэкраны можно ставить только так, чтобы сохранить «силуэт застройки с учетом сложившейся и планируемой системы градостроительных доминант».

Крупноформатные объекты наружной рекламы, в том числе рекламные перетяжки, теперь придется вписывать в архитектурный ландшафт. В зонах исторической застройки, а также в зонах, представляющих архитектурно-художественную ценность для городской среды, установка таких рекламоносителей не допускается, если их размещение повлечет «нарушение визуального восприятия объектов охраны, архитектурных комплексов либо нарушение визуальных перспектив восприятия».~~

Автор: Ольга Самускевич