Юристы борются за качество образования
Ведущие специалисты крупнейших вузов страны и представители министерства образования собрались во Владивостоке, чтобы совместно обсудить самые важные и актуальные проблемы юридического образования. В минувшую пятницу на базе Юридического института ДВГУ пр
Ведущие специалисты крупнейших вузов страны и представители министерства образования собрались во Владивостоке, чтобы совместно обсудить самые важные и актуальные проблемы юридического образования. В минувшую пятницу на базе Юридического института ДВГУ прошло выездное заседание президиума учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации.
Руководители юридических факультетов, институтов и вузов обсудили вопросы создания нового образовательного стандарта юридического образования (в частности, введение двухуровневой системы), учреждения Ассоциации юридического образования и, конечно, подняли проблему вступительных экзаменов.
Как отметил ректор ДВГУ, директор ЮИ ДВГУ профессор Владимир КУРИЛОВ, приморский вуз стал базой проведения важного заседания не случайно: «Именно ДВГУ, будучи крупным научным и учебным центром, отвечает за судьбу юридического образования на всем Дальнем Востоке».
Председатель заседания, доктор юридических наук, профессор Олег КУТАФИН, президент Московской государственной юридической академии, академик Российской Академии наук, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» четырех степеней:
- Сегодня стандарты образования меняются. Реформируются институты, вводится Единый гос-экзамен. Мы будем настаивать на сохранении за вузами контроля приема студентов (хотя бы одним экзаменом). Меняется система получения знаний. С введением двухуровневой системы образования (бакалавр-магистр - по подобию западных вузов) встал вопрос о приеме на работу после окончания бакалавриата. Ведь бакалавр - хоть и высшее образование, но все же не совсем законченное.
Юридическое образование во все времена считалось одним из самых престижных. Многие молодые люди мечтают связать свою жизнь с правовой сферой. А спрос, как известно, рождает предложение. На фоне уже существующих крупных учебных заведений, дающих своим студентам хорошие знания, возникают более мелкие с невысоким уровнем образования.
- Сегодня в России около 1170 вузов выдают дипломы о юридическом образовании, - комментирует декан юридического факультета МГУ Александр ГОЛИЧЕНКОВ. - Есть вузы, которые умеют работать. А есть те, которые используют юридическое образование для решения коммерческих задач. Людей, способных вести профессиональную преподавательскую работу, на всю Россию около сотни. Но вузов-то на порядок больше. Либо одни и те же преподаватели бегают по нескольким вузам, либо студентов учат непрофессионалы. Отсюда девальвация диплома, низкое качество выпускников. Несколько лет назад юрфак МГУ поставил перед собой задачу: если мы хотим, чтобы наши выпускники оставались на уровне и продолжали вереницу выдающихся политиков и юристов, то мы должны в первую очередь подумать о преподавателях, создать для них все условия работы.
Прежде всего надо поставить законную преграду для организации новых вузов. Настало время включить в комиссии, которые занимаются лицензированием и аккредитацией вузов, представителей юридических кругов. Но есть и другая проблема. Чего, казалось бы, проще использовать административные рычаги: проверить и прекратить деятельность. А куда деть студентов? В одном московском регионе на юридических специальностях обучаются 330 тыс. человек. Должен быть другой инструмент. Президиум такой организации, как Ассоциация юристов России, предлагает составлять рейтинги вузов (под эгидой самой Ассоциации, разумеется) и доводить их до потребителей. Кстати, уже проведен рейтинг вузов Московского региона. Реакция - от одобрения до обращений в суд.
- Думаю, министерство образования готово передать полномочия - в том числе и по аккредитации вузов - профессиональным объединениям, - рассуждает Вячеслав ЛОПАТИН, замдекана юридического факультета СПбГУ. - На мой взгляд, функции госорганов должны сводиться к контролю над соблюдением норм безопасности, обеспечением надлежащего уровня услуг образования. А контроль качества должны соблюдать профессиональные сообщества.
Автор: Валерия Федоренко Павловна