Профессор Андрей Островский: Китайцы не ставят задачу заселить Дальний Восток

Было время, когда лет 10-15 назад фактически открылась граница с Китаем и в обе стороны хлынули потоки торговцев, мы относились к соседям почти свысока: тамошние мелкие ремесленники и культурой не вышли, и цивилизованностью не блещут, и одеты они тогда бы

9 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2222 от 9 окт. 2007
23a136e1d4ec8ff2ccbfb4964e873dd6.jpg


Было время, когда лет 10-15 назад фактически открылась граница с Китаем и в обе стороны хлынули потоки торговцев, мы относились к соседям почти свысока: тамошние мелкие ремесленники и культурой не вышли, и цивилизованностью не блещут, и одеты они тогда были в свои или наши армейские шинельки.

Прошло несколько лет: многие из нас снимают шляпу, глядя, как развивается Китай, как к своей тысячелетней культуре прибавили европейских образованности и манер. И вот теперь к одному из самых острых для нас вопросов, не заселят ли китайцы Дальний Восток и Сибирь, вытеснив нас с родных территорий, прибавился другой: как у них получается так расти и развиваться? Эти вопросы мы задали одному из самых авторитетных экспертов по Китаю профессору Андрею ОСТРОВСКОМУ, заместителю директора Института Дальнего Востока Российской Академии наук (Москва), руководителю центра экономического и социального развития Китая. Андрей Островский принял участие в международной конференции по вопросам российско-китайского сотрудничества, которая прошла на минувшей неделе во Владивостоке.

Догнать и перегнать Китай

- Андрей Владимирович, мы все яснее понимаем: пропасть между экономическим развитием КНР и России становится все более глубокой, мы проигрываем соревнование. Во многом по объективным причинам: производство в Китае заведомо дешевле, в том числе за счет дешевой рабочей силы. Неужели ситуация безнадежна?

- Да, у нас все дороже, но вовсе не «заведомо», а в силу ошибочной экономической политики. Беда в том, что сейчас Россия позиционирует себя как держава, которая продает энергоносители. Мы собираемся встать в один ряд с такими странами, как Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Ирак. Но за последние 30 лет средние темпы роста ВВП у этих стран-импортеров нефти отрицательные. Зачем что-то производить, когда можно продать нефть и получить доход! К сожалению, если страна переходит на такой режим, садясь на нефтяную иглу, ей не нужна своя промышленность. Именно так на деле развивалась ситуация в России. Итог - в том числе и в цифрах российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Если раньше основой экспорта в Китай была российская машинотехническая продукция, то теперь она составляет «почетные» 1,4 процента. Зато 30 процентов китайского импорта к нам - это высокотехнологичная продукция!

- Что делать?

- Использовать опыт других стран. Крайне взвешенно относиться к своим нефтяным богатствам. Например, как в США, которые закачивают нефть в резервуары резервного фонда и развивают высокотехнологичные отрасли промышленности, науку, образование. К сожалению, наша промышленность пока на допотопном уровне, потому и стоимость продукции высокая. А если вкладывать в инновации, в энергосберегающие технологии, то сможем конкурировать и в цене тоже.

- Но рабочая сила все равно в Китае дешевле!

- Ситуация меняется на глазах! Средняя зарплата в Китае уже сейчас сравнялась с российской, а вот цены у нас выше значительно. Представьте себе, в Москве столкнулись с проблемой, о которой еще недавно помыслить не могли: китайские строители уже не хотят сюда ехать. Далеко, зарплата примерно как в Китае, затраты на проживание-питание не сравнить, климат неблагоприятный, милиция относится плохо… Какая выгода? Конечно, пока еще будут находиться неквалифицированные безземельные крестьяне, но нужна нам такая рабочая сила массово? К тому же, судя по программам развития КНР, которые принимают власти, человеческий ресурс им и самим нужен.

Хватит ли на нашу долю соседей?

- Уж не хотите ли вы сказать, что китайцы вовсе не мечтают заселить Дальний Восток и Сибирь и опасения о китайской экспансии сильно преувеличены?

- Нет у них такой стратегической задачи. Я думаю, эти опасения распространяют политики, которые просто боятся экономической конкуренции. Только представьте, что будет с ВАЗом, если на наш рынок придут китайские автомобили. И вместо того, чтобы развивать собственное инновационное производство, мы «боимся». В любом случае, по данным Федеральной миграционной службы, на территории России проживает не более 200 тысяч китайцев. В процентном отношении это на порядок меньше, чем в США, Канаде, Австралии или других развитых странах, где никаких фобий по этому поводу нет.

- И военной угрозы с той стороны границы вы не видите?

- На ближайшие десятилетия нет: в военно-стратегическом и политическом сотрудничестве наши страны продвинулись как никогда. А вот в торгово-экономическом предстоит многое сделать. Увы, сейчас Россия для Китая как экономический партнер на уровне Таиланда! И пока условий к расширению сотрудничества с российской стороны не создано, в том числе в плане регионального сотрудничества. У вас же для этого нет никакой инфраструктуры. Железная дорога фактически одна, потолок - 12 млн. тонн грузов в год и все. Погранпереходов два, дорог мало, с мостами, портами проблемы. Даже от Читы до Хабаровска толком автотрассу и ту не доделали. С банками проблема - разве в силах они дать кредит на крупные промышленные объекты, дороги, мосты? По объему уставных и привлеченных фондов наши банки по стандартам АТР и банками не могут называться, они сравнимы со снабженческо-сбытовыми кооперативами для кредитования крестьян в период посевной и уборочной. Для крупных проектов нужны средства, которых ни в каком регионе нет и быть не может, нужны федеральные вложения, и не на словах, а на деле. Кстати, саммит АТЭС во Владивостоке мог бы продемонстрировать, на что способна Россия. Можем ли мы осуществить проекты, подобные китайским.

Такие как газопровод «Запад - Восток», железная дорога из Цинхая в Тибет, крупнейшая в мире гидроэлектростанция Санься, мощная ЛЭП для переброски электроэнергии в южные районы Китая.

Как китайцы закаляют сталь

- Проблему «накормить и обогреть» китайцы уже решили. Теперь перед ними стоит задача ликвидировать разрыв между уровнями развития разных регионов. В этом направлении они уже многое сделали. В частности, выполнив программу развития западных районов, северо-восточного и центрального Китая: для строительства крупных инфраструктурных объектов были вброшены большие деньги, потребовалась рабочая сила.

- Недавно появилась информация, что Китай намерен построить 400 городов-миллионников…

- Да, и это еще один крупный проект. Известно, что в Китае избыточное сельское население, причем с более низким уровнем жизни. К 2020 году соотношение должно стать таким: 40 проц. сельского населения и 60 - городского.

- В создание городов инвестирует государство?

- Строительство предприятий - удел в основном частного капитала, который при этом пользуется весомыми налоговыми льготами, а городскую инфраструктуру во многом берет на себя бюджет. В этом же русле китайцы осуществили программу развития малых городов и поселков, где создавались тысячи промышленных предприятий. Уже сейчас в стране зачастую не отличить, где город, а где деревня, на заводы в пригородах Шанхая, Пекина, Гуанчжоу перетекает сельское население. Причем потребность в рабочих так велика, что приходится привлекать людей из менее развитых внутренних районов Китая. Вот почему наши экономисты, которые планируют переселить «миллионов 20 рабочих-мигрантов» из Китая, могут просчитаться - они и там нужны.

- Андрей Владимирович, что за секрет у этой нации, что все у них так ловко получается?

- Китайцы - гениальные организаторы, они сначала очень долго думают, а уж потом делают. Но, в общем, особого секрета нет. Китайская модель экономических реформ абсолютно приемлема для нас. Самое главное - постепенность перехода, а не скорость, как мы раньше думали. Можно за год все приватизировать - но само собой ничего не заработает. Еще одна важная вещь - создание фонда развития в бюджете, как есть в Китае. Поскольку нужны значительные средства для строительства крупных промышленных или инфраструктурных объектов, которые не в силах потянуть ни регион, ни частный капитал. Но кроме концептуальных вещей есть и немало технических: например, создание резервных фондов по основным видам продукции - топливно-энергетической, сельскохозяйственной. С помощью таких фондов государство может регулировать цены, либо вбрасывая на рынок продукты, либо скупая их. Это вполне рыночный, а не командно-административный механизм. Например, если цены на бензин пошли вверх, государство вбрасывает партию бензина из резервной системы, создавая некоторый избыток, и цены снижаются. Если, наоборот, цена на какой-то продукт стала слишком низкой, что делает его производство невыгодным, государство скупает его по более высокой цене, повышая цену и на рынке.

- А России еще не поздно взять китайский опыт на вооружение?

- Никогда не поздно. Многие страны пользуются этим опытом, и весьма успешно.

~~Кстати
Примером нового подхода в экономике может быть строительство в последние годы Цинхайско-Тибетской железнодорожной магистрали. Построили ее быстро, за пять лет, а вот проектировали лет 15. Львиную долю времени заняло экологическое проектирование. Перед специалистами стояли задачи - сохранить режим таяния снегов, избежать угрозы обмеления Янцзы и Хуанхэ, что могло бы привести к катастрофическим последствиям, предотвратить песчаные бури, бережно отнестись к традиционному образу жизни населения высокогорья, предусмотреть сохранение путей миграции редких животных. Было учтено все! Китай и дальше намерен идти по пути тщательной экологической проработки проектов.~~

Автор: Марина Ивлева Сергеевна