Русский Том Клэнси живет в Арсеньеве

Многосерийный фильм «Леопард охотится ночью», предпремьерный показ которого прошел во Владивостоке 30 августа, примечателен уже тем, что с полным правом может носить ярлык «мэйд ин Приморье». Режиссер, Михаил Готенко, - наш, материал - тоже наш: борьба пр

5 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2221 от 5 окт. 2007
78b449c9a2813d9e26d03567c2035a53.jpg


Многосерийный фильм «Леопард охотится ночью», предпремьерный показ которого прошел во Владивостоке 30 августа, примечателен уже тем, что с полным правом может носить ярлык «мэйд ин Приморье». Режиссер, Михаил Готенко, - наш, материал - тоже наш: борьба приморских наркополицейских с мафией. Наш и сценарист - Роман Алехин, «в миру» - Алексей Суконкин. Впрочем, в качестве писателя он стал известен задолго до премьеры фильма.

Лично я впервые услышал это имя в 2003 году, когда в Арсеньеве не без пыли и шума выбирали мэра. Только самое ленивое СМИ тогда не сообщило о разошедшемся по городу романе «Передел», в главных героях которого легко узнавались фигуранты избирательной кампании. Кто скрывался за указанным на обложке именем Роман Алехин, тогда знали не все. Но книги этого автора продолжали выходить, причем в московских и питерских издательствах. «Мужская игра», «Ребята из УБОПа», «Тайфун под ударом», «Призраки ночи»… На сайте ArtOfWar.ru («Творчество ветеранов последних войн»), число авторов которого измеряется сотнями, не говоря уже о читателях, романы и рассказы Суконкина давно и стабильно держат первые места по посещаемости и обсуждениям.

~~Справка «В»
Алексею Суконкину - 32. Он коренной арсеньевец, живет в этом городе и сегодня. Служил в армии по призыву, а затем по контракту, потом работал в природоохране. По образованию – финансист, сейчас является учредителем и главным редактором арсеньевской газеты «Дальинформ-пресс», оппозиционно настроенной к власти Арсеньева. ~~

Алехин-Суконкин много пишет о том, что действительно происходило или происходит в Приморском крае, ведь не только же в Москве или Петербурге случаются события, достойные пера прозаика или сценариста. За остросюжетной оболочкой - если не документальное, то абсолютно реальное измерение. На страницах романов Алехина действуют легко узнаваемые лица - чиновники, военные, «авторитеты» (кстати, прототипы героев одной из последних книг, «Командир Халулая», высоко оценили саму повесть и информированность автора). Сегодня Алексей Суконкин отвечает на вопросы «В».

«Все началось с армейских писем»

- Алексей, откуда псевдоним?

- Когда в 1999 году я отправил первую книгу в московское издательство «Эксмо», они сами спросили, под каким именем я хотел бы печататься. Идея мне понравилась, это было для меня ново, и само издательство предложило на выбор несколько фамилий. Это был их бренд, зарегистрированные права, а потом я уже и в обиходе стал использовать фамилию «Алехин». Никакого инкогнито нет, к тому же на сайте ArtOfWar я выставляю свои книги под настоящей фамилией.

- А как вообще пришла мысль заняться литературой?

- Не могу сказать точно, может быть, все началось с моих писем из армии, которые я иногда перечитываю - вот такая стопка лежит. На сегодняшний день в «Эксмо» у меня вышло шесть книг и еще одна готовится к выпуску. В других издательствах вышло еще три книги, то есть всего опубликовано девять.

- Вы указываете, что «все совпадения случайны», но очевидно, что ваши книги основаны на реальных событиях, в том числе арсеньевских, приморских. Как вы сами для себя определили бы соотношение в них правды и вымысла, документализма и беллетристики?

- Сказал бы так: берется фактический материал, на который накладываются некоторые выдуманные детали и повороты. Которые на самом деле могли бы иметь место и привести именно к тем последствиям, которые мы видим. Спецслужбы, о которых я пишу, структуры по определению закрытые, но, как говорится, за любой политикой стоит человек, и чаще всего это человек с ружьем - из-за которого и наблюдаются эти видимые последствия.

«Ориентируйтесь на интеллект ниже среднего!»

- Остросюжетные книги считаются не очень серьезной литературой, вы согласны с такой оценкой?

- Смотря кто пишет. Если человек «в теме» - сразу чувствуется уровень. А бывает и такое, что просто плюешься. Мне нравится, например, Корецкий - видно, что он пишет о том, что знает. Нравится Игорь Дроговоз, нравится Сергей Кара-Мурза - это уже специальная литература, на любителя. Нравятся работы Валерия Кайтукова - своей беспощадной детализацией, объясняющей очень многое в этой жизни.

- А сами вы откуда знаете то, о чем пишете?

- У меня обширные связи в различных структурах, в том числе силовых. Люди с готовностью делятся своими историями, главное - это уметь слушать…

- Сложно было понравиться столичным издателям?

- Сейчас мне сами звонят и спрашивают, есть ли что-то новое. А когда отсылал первую рукопись, реакция была такая: все хорошо, но добавьте немного крови, немного секса и т. п. Еще была забавная рекомендация в отзыве из «Эксмо»: пишите попроще, ориентируйтесь на интеллект ниже среднего! Я посмеялся, конечно.

- В ваших книгах у многих узнаваемых персонажей лишь слегка изменены фамилии. Как к вам относятся «прототипы»?

- Действующий мэр Арсеньева Николай Ермишкин на одном из заседаний городской думы, где я присутствовал, показывал на меня пальцем и обличающе кричал: это он написал «Передел»! Но у присутствующих последовала обратная реакция: а, так вот он какой, наш герой! А так в основном относятся нормально, я же стараюсь этику какую-то соблюдать.

- Кстати, о «Переделе». Эта книга, наверное, исключение: она прямо участвовала в арсеньевской избирательной кампании 2003 года, лила воду на мельницу одного из кандидатов, который в итоге и выиграл. Или для вас политика и литература неотделимы друг от друга?

- Действительно, «Передел» преследовал конкретную цель. И мне этот опыт понравился. Тогда книгой заинтересовалось НТВ, другие центральные каналы, в России подобного прецедента, наверное, не было. Надо сказать, что первый вариант книги вышел в Москве под названием «Третья сила», это совершенно другое произведение. А потом родилась идея использовать книгу в избирательной кампании, я кое-что добавил, убрал, и вот получился «Передел» - чисто приморский вариант. Нечто похожее - с опубликованным в Приморье «Командиром Халулая», который сюжетно созвучен с книгой «Тайфун под ударом», вышедшей в санкт-петербургском издательстве «Крылов».

- Какие современные авторы помимо Корецкого вам близки?

- Юлия Латынина, она тоже - «человек в теме». Много читаю специфической литературы - документального, исторического плана, например, сейчас рассекречиваются и публикуются многие документы по Второй мировой войне. Из иностранных, естественно, Том Клэнси, Хемингуэй, Ремарк. В Интернете в ходе обсуждения «Тайфуна под ударом» (там книга опубликована как «Поход на пенсию») меня так и назвали - «русский Том Клэнси».

«Готовлю документальную книгу»

- Чем заняты сейчас?

- Сейчас превращаю в книгу сценарий, по которому был снят сериал «Леопард охотится ночью».

- А как вы вообще пришли в кино?

- Режиссер Михаил Готенко связался со мной по е-мейлу, который был указан в книге, и предложил сотрудничество. Тогда он хотел снимать фильм о хасанских событиях 1938 года. Мне эта тема тоже близка - это и военная история, и Приморье, но все же было решено сначала снять фильм о современности. Взял сюжет из жизни наркополицейских, который действительно имел место, то есть основа фильма - фактическая. Сценарий читал начальник приморского управления наркоконтроля генерал Ролик и дал некоторые советы - например, убрать моменты, раскрывающие методы работы наркополиции.

- Планируете дальше работать в кино? Мне показалось, что тот же «Командир Халулая» - готовая основа для фильма…

- Есть желание снять фильм по книге «Призраки ночи» (в Интернете известна как «Переводчик») о работе отряда спецразведки 14-й бригады спецназа ГРУ в Чечне, который уничтожил начальника контрразведки Ичкерии дивизионного генерала Абу Мовсаева. Надеюсь, что мы получим разрешение от командования округа на съемки в полевом лагере бригады в районе Богатырки Уссурийского района. Там есть места, сильно напоминающие Северный Кавказ. Получится красиво: полевые условия, настоящие бойцы - уставшие, в потертой форме, а не актеры в чистых костюмах.

- А каких следующих книг от вас ждать?

- Крайняя книга, которая называется «Спецназ смеется последним», как раз печатается в «Эксмо», у меня ее еще нет. Это сборник рассказов, почти все из которых можно найти на ArtOfWar. Сейчас я готовлю еще одну книгу, на этот раз полностью документальную, - по истории развития и боевого пути всех десантируемых частей Советского Союза с 1930 года, когда они создавались, до 1991-го. Только факты: нумерация частей, дислокация, участие в боевых действиях, фамилии командиров, примеры боевой работы. Это воздушно-десантные войска, десантно-штурмовые части, части спецназа ГРУ Минобороны, есть еще «прыгающие» разведроты мотострелковых и танковых дивизий, они тоже отмечают 2 августа, и, наконец, морская спецразведка.

Именно 2 августа 1930 года впервые в мире в Воронеже была проведена выброска парашютного вооруженного десанта: группу из 12 летчиков вооружили и проверили возможность их высадки в заданном районе. После этого и началось формирование соответствующих частей. Я использую множество источников, даже боюсь приводить в конце полный список, потому что это займет, наверное, полкниги - тысячи две источников примерно. Пилотный проект уже отправлял в Москву, сказали - «глубокая научная разработка». В перспективе собираюсь написать продолжение - уже про российский период, с 1991 года.

Автор: Василий Авченко Олегович