«Династии во власти» вздохнули с облегчением
Обновление состава правительства РФ получило беспрецедентно широкий резонанс не только в СМИ, но и в досужих разговорах бабушек на скамеечках у подъездов. Появление в кабинете министров сразу двух родственных тандемов заставило интересоваться высокой поли
Обновление состава правительства РФ получило беспрецедентно широкий резонанс не только в СМИ, но и в досужих разговорах бабушек на скамеечках у подъездов. Появление в кабинете министров сразу двух родственных тандемов заставило интересоваться высокой политикой даже тех домохозяек, которые не интересуются ничем, кроме сериалов, сплошь построенных на хитро-сплетениях родственных связей (типа «Я - твоя мать»!) и соответствующих конфликтах.
Пожалуй, самой одиозной в смысле семейственности страной является все же не Россия и даже не США с их президентами Бушами. Маленькая, но гордая Польша здесь впереди всех: в июле 2006-го во главе Польши оказались два брата-близнеца. Президентом стал Лех Качиньский, а его брат Ярослав - премьер-министром. Поэтому местная пресса назвала Польшу первой в мире «однояйцевой республикой».
Что касается наших отечественных династий, то всю минувшую неделю народ обсуждал отношения между назначенной новым министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой (которую, кстати, считают одним из авторов закона о монетизации льгот) и ее мужем, министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко. Этому браку всего четыре года, при этом у Христенко была первая жена, с которой за 20 лет совместной жизни выращено трое детей.
Другая пара родственников - министр обороны Анатолий Сердюков и его тесть, новый премьер-министр Виктор Зубков. В духе «сериальных» интриг, привлекающих интерес зрителей, Сердюков подавал президенту России рапорт об отставке. Владимир Путин отставку не принял, хотя федеральный закон «Об основах государственной службы» гласит: «Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях… близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».
Вопрос в том, подчиняется ли Сердюков Зубкову или же только напрямую Верховному главнокомандующему в лице Владимира Путина. В законе «О правительстве РФ», который принимался раньше закона о госслужбе, никакого «запрета для родственников» вообще не прописано. К тому же там есть статья, оговаривающая, что президент РФ «руководит непосредственно и через министров деятельностью органов власти», отвечающих за оборону, безопасность, юстицию, иностранные дела, предупреждение и ликвидацию ЧС. Так или иначе, но отказ принять отставку Сердюкова позволил вздохнуть с облегчением многочисленным «властным династиям» в столице и регионах РФ.
Несколько самых известных примеров семейственности федерального масштаба. Петр Фрадков (бывший член Совета директоров ДВМП, кстати), сын экс-премьер-министра Михаила Фрадкова, входит в правление Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). Там же работает Александр Иванов, старший сын первого вице-премьера Сергея Иванова. А самый младший Иванов - Сергей - занимает пост вице-президента Газпромбанка. Наконец, нельзя не упомянуть о браке дочери замглавы администрации президента РФ Игоря Сечина Инги и Дмитрия Устинова, сына министра юстиции, который раньше был генпрокурором России.
В регионах похожая ситуация: один из сибирских губернаторов допустил, что обоими вице-спикерами местного парламента стали два его племянника. Дочь Егора Строева является сенатором от Орловской области, а дочь дальневосточного полпреда Камиля Исхакова Тереза стала сенатором от Амурской области.
Если же говорить о приморских «трудовых династиях», то самый яркий пример - депутат ЗС ПК, сын бывшего начальника УФСБ по Приморскому краю, ныне представляющего губернатора Приморья в Совете Федерации РФ. Однако в целом в местной политике и бизнесе отмечаются в основном не потомственные связи, но братские. Достаточно вспомнить братьев Хижинских, Пинских, Сидоренко, Ахоянов.
Автор: Александр Карташов Анисимович