«У нас всё по закону!». Семью выбросили на улицу. Детей ждет забота государства

Марафон на выживание многодетной семьи Солониных продолжается. Сегодня мать и дети де-юре являются лицами без определенного места жительства, то есть бомжами, а де-факто – перспектива получения крыши над головой пока весьма призрачна. Живут они, как говор

19 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2211 от 19 сент. 2007
ac19ff6d2104badd0166cfada907d982.jpg

Марафон на выживание многодетной семьи Солониных продолжается. Сегодня мать и дети де-юре являются лицами без определенного места жительства, то есть бомжами, а де-факто – перспектива получения крыши над головой пока весьма призрачна. Живут они, как говорится, между небом и землей.

Квартирный вопрос

Во Владивостоке в гостинке № 928, которая находится в жилом доме № 50 по улице Некрасовской (общей площадью 18 квадратных метров), проживало пять человек: сама хозяйка – Ильза Солонина, ее дочери – шестилетняя Зарина и 13-летняя Мария, а также старшая Зинаида (21 год) с малышкой - полуторагодовалой Алиной. Между делом прибился кот по прозвищу Тишка. Животину пожалели, тогда места хватало всем.

Квартира на Некрасовской этому большому семейству досталась по воле случая. Прежний хозяин Байдаков, которого Солонины знали лично, отправился в мир иной. Некоторое время угол пустовал и был пристанищем бомжей, но жена покойного - Елена - предложила Солониным занять пустующую жилплощадь и, по возможности, попытаться официально закрепить ее за собой и детьми. Так Ильза Халиловна оказалась в квартире.

Если говорить на языке юристов, она незаконно вселилась в муниципальную квартиру. Но другого выхода, а тем более, выбора у нее не было, поэтому и пришлось воспользоваться случаем. Можно порицать женщину за самоуправство, приводить массу примеров о других бездомных, но как осуждать, не учитывая тот факт, что она не бросила детей в тяжелой жизненной ситуации, не подкинула, как кукушка под чужие двери, а из последних сил тянет ребятишек сама.

Правосудие признало действие Ильзы Солониной самоуправством и вынесло вердикт о выселении. В такой непростой ситуации семья Солониных оказалась 4 сентября этого года. В этот день их официально попросили освободить занимаемое помещение.

Превратности судьбы

Вкратце предыстория такова. В 80-е годы прошлого столетия Ильза Халиловна отправилась из своего родного города Астрахани на заработки. Трудилась на рыбоперерабатывающем заводе острова Шикотан (Курильские острова), где и познакомилась со своим супругом. Вместе перебрались во Владивосток, где уютно устроились в небольшой квартире мужа. Райским местом показались тогда девять квадратных метров в двухэтажном бараке, который находился в Первомайском районе. Здесь появился на свет первенец - дочь Зинаида.

Но не все оказалось так гладко. Со своим супругом не сошлись характерами, он продал в 1994 году квартиру, при этом умудрился выписать свою несовершеннолетнюю дочь, и отправился в бега вместе с девочкой. Ребенка увез сначала в Таганрог, потом на Алтай, далее в Рязань к своей тете. Все это время мать неустанно вела поиск: подключила сотрудников милиции, родных и просто знакомых.

- Объявилась дочь уже в Астрахани - на моей родине, куда тетя мужа - Алевтина и привезла ребенка, - рассказывала Ильза Солонина. - Я Зинаиду не видела шесть лет. В 2000 году я привезла девочку во Владивосток. Пришлось долго скитаться по чужим углам и отстаивать свои права на утраченный угол, но ничего не получилось. Время было утрачено, а квартира отошла другому хозяину.

Вскоре умер супруг. Со слов пострадавшей, квартиру не имели права продавать, но все же сделка состоялась. А женщину заверили, что у нее нет никаких прав на эту жилплощадь. Не увенчался успехом и поход в отдел опеки и попечительства Первомайского района. В администрации один из чиновников произнес: «Ее бог наказал».

А «наказанная» продолжала трудиться, сначала в торговле на трех работах, а сейчас в строительстве. Крутилась, как могла, чтобы дети были сыты и здоровы.

- Сколько я тогда слез пролила, - продолжала мать. - Но надо было поднимать детей. В гостинке на Некрасовской живем с 2004 года. За это время обращалась к начальнику управления по учету и распределению жилой площади Ларисе Нечаевой. Я просила рассмотреть возможность закрепления за нами этой квартиры по договору социального найма, на основании того, что наша семья многодетная. Но получила отказ.

Далее были суды. Истцом в деле выступила администрация города Владивостока, а ответчиком Ильза Солонина. Суд Ленинского района города Владивостока, который состоялся 21 июля 2006 года, подтвердил, что жилое помещение является муниципальной собственностью и на основании постановления № 912 от 10.08.2005 г. вынес решение о выселении Ильзы Солониной и ее детей без предоставления им другого жилья. Суд второй инстанции удовлетворил просьбу истца. Ответчица на нем не присутствовала. В это время она пыталась попасть на прием к заместителю главы администрации Владивостока.

День зачистки

Незадолго до самой процедуры выселения на место прибыли представители управления по учету и распределению жилой площади от администрации города Владивостока, мастер по установке дверных замков, пресса. Ровно в 17.00, как и было указанно в извещении, подошли представители закона из отдела судебных приставов по Ленинскому району Владивостокского городского округа.

Все их действия были строго регламентированы. На основании исполнительного листа, выданного по делу, судебные приставы составили перечень имущества и попросили освободить помещение. Протокол изъятия вещей подписали соседи. Их мнения разделились.

- Мне до лампочки! - ворчал пенсионер. - Настряпать детей можно быстро. А я всю жизнь проработал, хоть «бомжатник», но получил.

Ему возразила соседка Елена:

- Посмотри, ее дети накормлены, ухожены.

Правда, в квартире бросался в глаза беспорядок: облезлые стены и окна, оголенные провода на месте светильников… Как удалось выяснить корреспонденту «В», сотрудники нашей газеты побывали здесь 29 марта этого года вместе с комиссией по делам несовершеннолетних от Ленинского района города. Тогда у Ильзы Халиловны были проблемы с регистрацией. Сейчас она заверяет, что имеет ее по Ленинскому району. В свою очередь, хозяйка сдержанно встретила представителей правопорядка.

- Пожалуйста, применяйте силу, - произнесла она. - Я уйду, а дети останутся. На улицу они не пойдут!

Не буду описывать все выкрики, угрозы, взгляды детей и прочее, что происходило на моих глазах. После этого самой хочется пройти курс реабилитации. Все завершилось неожиданно быстро. Маша рассказала, что ее вывели за правую руку, а Зарина прощебетала:

- Меня мягко по спинке толкали.

Следом щелкнул новый замок, но, увы, на этом процедура не завершилось. В комнате остались сумка с учебниками Маши и Тишка. После долгих уговоров мохнатого «арестанта» освободили. Мать, дети и кот остались в коридоре.

- Нам идти некуда! - произнесла Ильза Солонина. - Надеяться на чудо в нашем мире нельзя.

Куда отправятся юные жертвы?

Специалист департамента социальной защиты населения администрации Приморского края Ольга Храпченкова:

- Семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, может временно определить своих детей в государственные учреждения - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Маяк» (ул. Крыгина, 3) или «Парус надежды» (ул. Маковского, 123). Для этого сам ребенок или его мать должны написать письменное заявление.

…В комнате, которую покинули хозяева, на стене у двери черной краской чья-то рука вывела: «Я еще вернусь!». Где найдет приют семья, пока не известно, но все ее члены надеются на лучшее.

Когда я спросила Машу Солонину, кем же она собирается стать, то она не задумываясь произнесла:

- Милиционером!

Может быть, потому, что в последнее время ей чаще всего доводится иметь дело с правоохранительными органами. Грустно. Девочка так и не поделилась своей бедой с классным руководителем и одноклассниками. Она боится, что ее будут дразнить.

Маленькая Зарина уткнулась лицом в мягкую шерстку Тишки и молчала. Какие кошки в это время скребли в ее душе?

Мать не собирается оставлять дело и готова продолжать сражаться за крышу над головой. Какими будут ее действия? Приведут ли к успеху? Сложно ответить на эти вопросы. Но нам бы хотелось, чтобы в судьбе этой семьи приняли участие и потенциальные работодатели, которые могут предложить в том числе и крышу над головой. Может быть, найдутся независимые юристы и общественные организации, готовые оказать реальную помощь одинокой женщине, которая намерена бороться за себя и детей…

Комментарии

Татьяна ЗАХАРОВА, исполняющая обязанность начальника отдела паспортной службы управления по учету и распределению жилплощади администрации города Владивостока:
- Некорректно комментировать решение суда, тем более, если этот законный орган вынес резолюцию о выселении. У ответчика, как у любого гражданина, было право опротестовать определение, но Солонина не воспользовалась им. Она не встала на учет по улучшению жилищных условий. Нам часто приходится сталкиваться с подобными делами, но я считаю, что решение суда должны исполнять все, независимо от статуса: и администрация, и наше управление, и граждане, в том числе и Солонина.

Сейчас у нас в производстве находится 170 исковых заявлений. Теперь изъятая квартира по решению суда будет перераспределена. У ответчика остался шанс опротестовать решение в десятидневный срок.

* * *

Андрей УГЛОВ, руководитель управления Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Приморского края:
- Решение о выселении Ильзы Солониной и ее несовершеннолетних детей было принято Федеральным судом Ленинского района Владивостока еще в 2006 году. Истцом в суде (и взыскателем в возбужденном судебными приставами исполнительном производстве) выступила администрация города Владивостока, в чьей собственности и находится данное помещение. После того, как решение суда о выселении вступило в законную силу, в отдел судебных приставов по Ленинскому району Владивостока поступил исполнительный лист с требованием: «Выселить Солонину И. Х. с ее несовершеннолетними детьми из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Некрасовская, 50, кв. 928, без предоставления жилого помещения». Добровольно исполнить решение суда Солонина отказалась, поэтому

4 сентября 2007 г. судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Ленинскому району Владивостока выехал по данному адресу и исполнил решение суда в принудительном порядке.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА