Наркоманская эстафета: от дочки – к матери

Сегодня она снова на скамье подсудимых. Одна «ходка» по наркоманской статье уже есть. Ей 35. Худощавая блондинка, если бы не следы «бурной молодости», она была бы достаточно миловидной. Семь лет потребления опия оставили неизгладимые следы на лице… и доро

18 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2210 от 18 сент. 2007

Сегодня она снова на скамье подсудимых. Одна «ходка» по наркоманской статье уже есть. Ей 35. Худощавая блондинка, если бы не следы «бурной молодости», она была бы достаточно миловидной. Семь лет потребления опия оставили неизгладимые следы на лице… и дороги на венах - как на руках, так и на ногах.

Несколько месяцев назад у нее родился ребенок. На маму это событие, обычно переворачивающее жизнь женщины, никак не повлияло: как кололась, так и продолжала колоться. Как торговала наркотой, так и дальше бы торговала, если бы не наркополиция. Сыну в это время было всего 2 месяца. А как же ребенок? Остался с отцом? Нет. Отец такой же наркоман и сбытчик наркотиков. Сожители вместе проходят по уголовному делу. Опекунство оформляют родственники. Есть шанс, что у малыша будет нормальная жизнь, только вот в этой жизни, судя по всему, долго не будет самых нужных, самых родных людей – родителей.

~~Справка «В»
В Приморье на учете у наркологов 1366 женщин, больных наркоманией, и свыше полутора тысяч женщин, потребляющих наркотики, у которых еще не сформировалось явление зависимости. Вроде бы в сопоставлении с количеством мужчин-наркоманов – немного, примерно один к пяти. Но для окружающих и общества женская наркомания несет гораздо более серьезные социальные последствия. Про наркоманию не зря говорят, что это выстрел в будущее страны: за мамами-наркоманками тянется шлейф последствий - нарушенный генофонд, заболевания, такие как ВИЧ-СПИД и гепатиты. Наркомания - драма для самой женщины и огромная трагедия для ее детей и близких: нарушенная психика, искаженные жизненные установки, поломанные судьбы на поколение, а то и дальше.~~

Женское лицо наркомании

В обвинительном заключении по этому делу - список статей. Тут и сбыт наркотиков в составе организованной группы, и покушение на сбыт, и незаконное хранение наркотических средств. А еще - достаточно редкая статья 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность). Каждая в отдельности тянет на несколько лет лишения свободы, а в совокупности – до 20 лет.

Как удалось выяснить следствию, дамочка не просто сама торговала наркотиками. Наученная опытом первой «отсидки», она решила, что удобнее и безопаснее сбывать наркотики чужими руками, и уговорила продавать опий 17-летнюю хозяйку квартиры, которую до этого они снимали с сожителем. Вряд ли удастся установить, кто первый раз дал этой девочке попробовать наркотик, но к 17 годам она прочно сидела «на игле». И, естественно, нуждалась в деньгах. За небольшой процент от каждого проданного завертона с опием девчонка согласилась участвовать в наркоторговле. Теперь наркотики продавали только из ее квартиры. Тем более «малолетка» жила одна, мать, по наблюдениям оперативников, была любительницей приложиться к стакану. Первоначально девушку оставили на время следствия под подпиской о невыезде. Каково же было удивление оперативников, когда обнаружилось, что та, лишенная привычного дохода, стала пускать в квартиру наркоманов со всей округи - готовить опий и колоться. За это остатки дозы предназначались ей. На юридическом языке - организация притона для потребления наркотических средств. Нашей «героине» предъявлено обвинение по 31 эпизоду преступной деятельности, в том числе по 13 фактам сбыта наркотиков. Теперь троица ждет приговора в СИЗО. Такие вот «дочки-матери» на наркоманский манер.

Третья часть всех наркосбытчиков, привлеченных полицией Приморья к уголовной ответственности, - женщины. В 2006 году их было около 250, в этом году тенденция сохраняется. Дамы действовали как самостоятельные сбытчики наркотиков и сильнодействующих средств, так и в составе организованных групп, где их использовали в роли сбытчиц или содержательниц притонов. И опять-таки у многих осужденных несовершеннолетние дети.

Кто такая сбытчица наркотиков? Если судить по материалам уголовных дел – безработная, не замужем, от 30 до 40 лет, часто уже судимая по «наркоманским» статьям, имеющая на иждивении ребенка, а то и нескольких. Бывают уникальные примеры. Так, например, 9 лет лишения свободы назначил Артемовский городской суд гражданке С., 1971 года рождения, матери пятерых (!) несовершеннолетних детей. Ее фамилию, как и других наших героинь, я не называю только из жалости к детям. Следствие, проведенное органами наркоконтроля, установило, что та приобретала гашишное масло, в кустарных условиях изготавливала из него так называемую химку и продавала ее наркоманам. Пока мать отбывает наказание – дети переданы под опеку. Но одно объединяет практически всех горе-мамаш, задержанных за наркоторговлю: на суде они дружно кричат, что начали сбывать наркотики, потому, что, мол, детей кормить нечем было. Вот только верится в это с трудом. Почти все сбытчицы сами потребляют наркотики, на которые нужны деньги…

Детская привычка к «лекарству от совести»

А вот кадры оперативной съемки, приобщенной к материалам другого уголовного дела. В квартире-притоне двое посетителей не рассчитали дозу: стеклянные глаза, мертвенные лица, почти не дышат, одного хлещут по лицу, пытаясь привести в чувство, трясут, пытаются делать искусственное дыхание, колят в вену воду – смотреть жутко, но еще страшнее, что между мужиками крутится 6-летний ребенок. Похоже, его эта сцена ничуть не пугает – он привык. Это его обыденная жизнь. А что за женщина рядом? Она - мать малыша. Только в этот момент у нее другие заботы: плевать, что ребенок видит смерть от передоза, мать раздражена тем, что ее партнер не может попасть ей в вену сначала где-то под мышкой, потом на ноге. Что ждет ребенка? Вопрос скорее риторический. Мать, судя по всему, даже не посадят, она хозяйка квартиры, где действовал наркопритон, - просто обычная наркоманка. Самое страшное, что с ней можно сделать - оштрафовать за немедицинское потребление наркотиков и лишить родительских прав. Будет ли это для нее наказанием, которое заставит очнуться, начать лечение и реабилитацию, бороться за будущее ребенка и свое место в жизни сына - вопрос. Наркотики не зря называют «лекарством от совести».

Путь в никуда и уничтожение генофонда

День наркоманки расписан гораздо строже, чем у любого очень занятого бизнесмена. С утра нужно купить партию «наркоты», привезти, сварить, расфасовать. И продавать. Потом с остатков уколоться самой и провалиться. Впрочем, все еще страшнее. Женщины-наркоманки не только наркотиками торгуют - еще, как правило, собой. Большинство - работницы «секс-индустрии», со всеми вытекающими последствиями в виде СПИДа и заболеваний, передающихся половым путем. Они же «дарят» эти болезни клиентам. Могут ли они работать? Нет. Могут ли они родить здоровых детей? Нет.

Восемь лет лишения свободы условно - такой приговор за сбыт наркотиков в особо крупном размере вынес суд 38-летней жительнице поселка Трудовое (Владивосток). При этом судья учел, что у подсудимой несовершеннолетняя дочь. Не прошло и года, как гражданку задержали повторно. Теперь она уже боялась сама торговать «химкой». Зато толкнула на преступление дочь. Сама только доставляла домой наркотик и готовила его, а продавала руками дочери. Теперь мамаше пришлось отвечать не только за наркосбыт, но и за вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетней. Для этой девочки наркотики тоже стали повседневной жизнью. Круг замкнулся…

~~Справка «В»
По данным приморского управления наркоконтроля, часто в потребление и сбыт зелья женщин вовлекают мужья и партнеры. Как правило, первая проба наркотиков происходит на фоне проблем в личной жизни или после неоднократных попыток заставить партнера лечиться, так сказать, чтобы «понять близкого человека». Подчас первая проба наркотиков у весьма состоятельных дам приходится на достаточно зрелый возраст, после 30 лет. Причина все та же - проблемы в личной жизни.

Система поддержки женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, в нашей стране развита слабо. И если в нашем крае и есть такие организации или социальные центры, то о них практически ничего не известно. В России еще только прививается практика посещения личного психотерапевта, а для многих женщин это просто не по карману. Женщина, как правило, остается один на один со своими проблемами.

При этом специалисты отмечают, что у женщин зависимость формируется быстрее - особенно от таких видов наркотических средств, как эфедрон, амфетамины, а излечивается, наоборот, сложнее. У их детей начинаются совсем не детские проблемы, след от которых будет сопровождать их всю жизнь. На их глазах могут колоться, причем не только родители, но и чужие «дяди» и «тети». На их глазах могут умирать от передоза или заниматься сексом...~~

Автор: Александр Огневский Владимирович