Голова без думы что котелок без каши
Голова без думы что котелок без каши - эту народную мудрость ни нынешний, ни предыдущий городской голова не отрицают. Более того - и тот, и другой не раз публично высказывали неистребимое свое желание городскую думу сформировать, поскольку без думы, говорили, без всенародно избранных депутатов, без учета мнения самых различных слоев горожан им, отцам города, ну никак невозможно демократически муниципальным хозяйством управлять.
Голова без думы что котелок без каши - эту народную мудрость ни нынешний, ни предыдущий городской голова не отрицают. Более того - и тот, и другой не раз публично высказывали неистребимое свое желание городскую думу сформировать, поскольку без думы, говорили, без всенародно избранных депутатов, без учета мнения самых различных слоев горожан им, отцам города, ну никак невозможно демократически муниципальным хозяйством управлять.
Каша “по-толстошеински” и “по-черепковски”Предыдущий мэр даже пытался от слов перейти к делу и по-скорому эту думскую кашу сварганить. Помнится, в первый раз выборы городского парламента у нас были назначены на прошлый октябрь, когда на подступах к городскому креслу уже маячила и буквально в затылок “назначенной” голове дышала глава всенародно избранная. Так что мэр Толстошеин варил свою кашу наспех: выхлопотав у краевого парламента “эксклюзивную” дату выборов (в октябре против всеобщих декабрьских муниципальных выборов), он в оперативном порядке сформировал избиркомы и зарегистрировал кандидатов. В результате вернувшийся к власти экс-мэр Черепков обнаружил, что процесс пошел без него. Такая ситуация “восстановленного” не устраивала. Не внушали доверия и сформированные коллегой избиркомы (итоги выборов главы Первомайки, впоследствии опротестованные судом, опасения подтвердили), не вселяли оптимизма и кандидаты, грозившие превратить будущий городской орган в вотчину недоброжелателей.
В общем, Виктор Иванович решил кашеварить по-новой.
Сначала он при поддержке Тельмана Гдляна убедил краевых депутатов в том, что не было у них никакого права определять эксклюзивную дату выборов краевому центру. Когда те согласились и “переназначили” Владивостоку на 22 декабря, мэр Черепков неожиданно организовывает свой “эксклюзив”, назначив выборы на 29-е. По-человечески Виктора Ивановича можно было понять: у него появлялась возможность заново сформировать избиркомы и с нуля выдвигать кандидатов - хороших и разных. Но суд взял во внимание лишь доводы юридические, и нового “эксклюзива” не получилось. Мэрия, конечно же, подняла шум, ругая краевой суд, все избиркомы и краевых депутатов... В общем, народ запутался, кого и когда избирать и стоит ли вообще тащиться на выборы, - и в тот холодный декабрьский день Владивостокская городская дума разжилась лишь двумя депутатами. В соответствии с законодательством, довыборы были назначены на 30 марта.
30 марта опять ничего не вышло. На этот раз карты спутала попытка альтернативных сил путем избрания глав и районных законодательных органов сформировать в черепковской вотчине “пятую колонну”. Шуму опять было много, а ясности никакой - избиратели в очередной раз предпочли не ввязываться и отсидеться дома. Одного депутата, правда, дума еще “наскребла”, а избирком вновь назначил выборы - на 7 декабря. Это единственная на сегодняшний день официально озвученная дата предполагаемых выборов в городскую думу.
А будет ли каша вообще?Дата названа и пока никем не оспаривается. Что вовсе не означает незыблемость и решенность вопроса. Оптимисты считают, что дело верное и пора уже исподволь начинать предвыборную борьбу. Пессимисты расценивают ситуацию как временное затишье, чреватое очередной бурей. У пессимистов есть основания: во-первых, борясь за “чистоту жанра”, мэр Черепков добился-таки через суд признания нарушений законодательства при формировании избиркомов по выборам в городскую думу. А это значит, что юридически недействительными могут быть признаны и все действия этих формирований - в том числе и назначение очередных довыборов на 7 декабря. Пока так вопрос в судебном порядке никем не ставится, но это может произойти в любой момент. И вторая “мина” замедленного действия - в соответствии с законодательством довыборы должны быть назначены в трехмесячный срок. В нашем же случае они отсрочены аж на полгода. С точки зрения “здравого” смысла такое юридически уязвимое решение горизбиркома можно понять: бюджетный дефицит, усталость и летняя занятость на огородах электората...Но для суда, повторим, житейские обстоятельства - не аргумент, и если кто-то в суд обратится...
Очевидно, такая зыбкая ситуация с выборами нашей думы просто не может не волновать городскую власть. Ведь будущий всенародно избранный муниципальный парламент позволит демократически озабоченному мэру не только в “тяжелых” случаях в одностороннем порядке апеллировать к населению, но и постоянно слышать, учитывать мнение избирателей посредством их депутатов. Весь вопрос в том - а нужна ли вообще городской голове какая-то городская дума? Если да, то когда голова собирается кашу эту заваривать? Времени то не так уж и много: единственно реальный для выборов срок - 7 декабря, одновременно с выборами краевыми. Объявить эту дату мэр обязан ровно за 2 месяца, то есть 6 октября.
А нужна ли нам эта каша?Вопрос - а нужна ли эта дума всем нам, то есть населению города? Может, ну ее вовсе, ведь в который уж раз мы рискуем получить несуразный противоборствующий орган. Нет сомнений, что ввязнув в борьбу за власть, в стремлении “умыть”, “обуть” или “сделать” соперника, политики и думать забудут о нас, наших нешумных обывательских интересах. Нас вновь постараются за-
гнать в угол, навязав лишь единственную альтернативу - “или-или”, хотя очевидно, что как никогда Владивостоку нужна не “толстошеинская” или “черепковская”, а исключительно - ГОРОДСКАЯ дума.
В том, что нужна, сомнения нет. В противном случае все мы еще долго будем заложниками “мусорных” и иных разборок противоборствующих политических кланов, заложниками чьих-то амбиций, корыстных целей или просто властной тупости. И по-прежнему будет родная законно избранная, но необузданная городская власть “радовать” нас доморощенными парковочными и автоналогами, бесхозными роддомами и невыездными островными гетто, детсадиками на продажу за полтора миллиона рублей и монстрами-мусоровозами...
Сама жизнь (никуда не деться!) диктует необходимость к законно избранной голове приставить законно избранную думу.
Автор: Марина ЛОБОДА, “Владивосток”