Таможенную коррупцию хотели победить прокурорским беспределом?

Нашумевшая история о коррупции в таможенном посту «Морской порт «Восточный» получает все более скандальное продолжение: все подозреваемые массово отказываются от явок с повинной, а одного из основных фигурантов дела в начале сентября Находкинская транспор

14 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2209 от 14 сент. 2007
f87e978b213054915c3779888e8afde0.jpg


Нашумевшая история о коррупции в таможенном посту «Морской порт «Восточный» получает все более скандальное продолжение: все подозреваемые массово отказываются от явок с повинной, а одного из основных фигурантов дела в начале сентября Находкинская транспортная прокуратура попыталась «достать» по новой.

Принудительная «гимнастика» для явки с повинной

Началом всей истории послужили победные реляции Находкинской транспортной прокуратуры. Мол, совместными силами прокуратуры, отдела собственной безопасности Находкинской таможни и линейным отделом милиции на водном транспорте Находки (ЛОВД) пресечена деятельность сразу восьми коррупционеров во главе с начальником отдела таможенного оформления этого поста. Правда, уже из прокурорских сообщений было много непонятного - взятки давали «неустановленные лица» из числа участников внешнеэкономической деятельности, зато известно, кому - начальнику отдела таможенного оформления и контроля поста «Морской порт «Восточный» Тарасу Евдокименко и его подчиненным. Указывался даже размер незаконного вознаграждения - 60-80 тысяч долларов в месяц (!). Недолго, однако, длилась «победная песнь» транспортной прокуратуры в рамках возбужденного ею уголовного дела по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Сразу за ее информацией на тему коррупции в таможне появились диаметрально противоположные сообщения, озвученные адвокатами подозреваемых: из ряда сотрудников таможенного поста «Морской порт «Восточный» в буквальном смысле выбивали явки с повинной. Чего стоит рассказ одного таможенника (подозреваемого? потерпевшего? - даже трудно определить его статус. - Прим. авт.), который сообщил - сотрудники транспортной милиции заставляли его садиться на «шпагат». Такая забота о «растяжке» офицера таможни объяснялась тем, что эта процедура - довольно болезненная, но ее можно прервать одним способом: подписанием явки с повинной, в которой оговаривался сам таможенник и его начальник - Евдокименко. Теперь вышестоящая прокуратура - краевая проверяет все жалобы на принудительную «милицейскую гимнастику» в исполнении оперативников ЛОВД. Но вот незадача: за прошедшую неделю все таможенники, проходящие по данному уголовному делу о превышении служебных полномочий в Восточном порту, официально отказались от явок с повинной.

Напомним, что 18 июля 2007 года председатель Находкинского городского суда Борис Маношкин принял сомнительное решение о заключении под стражу начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста «Морской порт Восточный» Тараса Евдокименко. Основанием для этого стали явки с повинной подчиненных Евдокименко. О том, как они были получены, мы уже рассказали. По мнению адвоката Анатолия Киселева, который представляет интересы Евдокименко, прокуратура и суд нарушили огромное количество процессуальных норм, положений Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов, однако Приморский краевой суд, где рассматривалась апелляционная жалоба, тоже не стал слушать доводы защиты и оставил решение Находкинского горсуда в силе. Чем руководствовался крайсуд при рассмотрении апелляции, для адвокатов осталось загадкой.

От прокуратуры прятался… в прокуратуре?

Но на прошлой неделе произошло еще одно событие, которое может вызвать недоумение у любого человека, который владеет хотя бы азами юридической грамоты. 3 сентября заместитель Находкинского транспортного прокурора Андрей Горелов (он - один из инициаторов расследования «коррупционного дела») произвел задержание еще одного таможенника - Вадима Кочерещенко. При этом то ли по невнимательности, то ли по незнанию не произвел те процессуальные действия, которые был обязан произвести в соответствии с законом. Игорь Серышев, адвокат Вадима Кочерещенко, прокомментировал это так: «При производстве задержания прокуратурой и судом были допущены такие нарушения, за которые сотрудников этих структур должны не просто наказать, а уволить в связи с недостаточной квалификацией и незнанием закона. На мой взгляд, это очередной шаг прокуратуры с целью запугать остальных таможенников, проходящих по настоящему делу. Данные действия - показатель правового беспредела со стороны находкинских правоохранительных органов и профессиональной беспомощности!».

Как указано в постановлении о задержании Кочерещенко, задержать его следует «в связи с тем, что подозреваемый скрывался от следствия». Это ложь. Как заявил адвокат Игорь Серышев, Кочерещенко никуда не скрывался от следствия, а находился на больничном, о чем следствию было известно. Более того, 31 августа Кочерещенко написал в прокуратуру заявление о том, что готов сотрудничать со следствием, никуда не скрывается и готов принимать участие во всех следственных действиях, а 3 сентября Кочерещенко спокойно вышел на работу в таможню. Ответьте себе на вопрос: человек, скрывающийся от следствия, стал бы писать и лично приносить в прокуратуру подобное заявление, а после этого абсолютно спокойно выходить на работу? Какая-то логическая нестыковочка получилась у прокурорских работников: прячущийся от правосудия человек, оказывается, мог скрываться, заходя в прокуратуру и приходя на работу (!). Впрочем, такие действия работников прокуратуры можно понять: после 7 сентября из прокуратуры следствие выделяется в автономный орган - следственный комитет. И дальнейшее расследование - проблемы этого комитета. Расчет прост: мы сейчас как-нибудь арестуем человека, передадим дело в следственный комитет, а там пусть разбираются. Удивительное рядом - прокуратура теперь будет надзирать за тем, как работают и как соблюдают букву закона следователи. То есть те, кто заварил «таможенную кашу» в Восточном порту, теперь еще будут наблюдать, а правильно ли расследуется дело!

А судьи кто?

Отмечена и еще одна странность этого уголовного дела. Вопрос о заключении под стражу Кочерещенко рассматривал не председатель Находкинского горсуда Маношкин (видимо, он просто не хотел незадолго до ухода на пенсию портить себе личное дело разбирательством в квалификационной коллегии судей), а другой судья - молодой. Этот молодой судья один раз уже был недалек от того, чтобы его изгнали из судейского корпуса за допущенные им нарушения, и уцелел в числе судей благодаря именно председателю Находкинского горсуда. Что ж, получается, что поручение президента РФ Владимира Путина о борьбе с коррупцией находкинские правоохранители исполняют «всем миром»: одни возбуждают уголовные дела о «неустановленных следствием» участниках внешнеэкономической деятельности, которых якобы обирали таможенники-«коррупционеры», другие коррупционеров бьют и пытают «растяжкой», третьи этих самых «таможенных оборотней» помогают отправить в СИЗО. И не беда, что доказательств нет. Есть «результат», есть победные реляции, есть закрытые в СИЗО «коррупционеры». Ведь ход мыслей правоохранителей понятен: «просто так не арестовывают»!

Следствие продолжается… Или следствие прекращается?

7 сентября, когда следственный комитет выделился в отдельную структуру, два закоперщика уголовного дела «о коррупции» в таможне - транспортный прокурор Находки Денис Бабиков и его зам Андрей Горелов в состав его не вошли. Они остались на прежних должностях, следствие теперь их не беспокоит. То ли дело сотрудники следствия. У них непростой выбор: или продолжать «трясти» таможенников всеми возможными (в том числе и незаконными способами), или писать рапорт вышестоящему руководству обо всех нарушениях, допущенных их бывшими коллегами.

18 сентября 2007 года заканчивается срок содержания под стражей Тараса Евдокименко. И тут - новая проблема для следствия. При принятии первого решения Находкинский горсуд и прокуратура основывались на явках с повинной подчиненных начальника. Сейчас все фигуранты по этому делу от своих явок с повинной официально отказались, а новых доказательств в деле не появилось. Очень интересно, на каких данных будет основываться следственный комитет в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей таможенника Евдокименко? И какое решение может принять суд по этому ходатайству, если в деле в настоящее время вообще не осталось доказательств! Оснований для дальнейшего содержания Тараса Евдокименко в СИЗО нет, однако он там продолжает находиться в статусе «следственно арестованного». Теперь остается один вопрос: с чего начнет свою работу следственный комитет и как далеко готов зайти Находкинский горсуд? Сами таможенники, равно как и их адвокаты, задают один вопрос: станет ли вновь созданная структура преемником того беспредела, который творила Находкинская транспортная прокуратура или нет? Пока вопрос этот остается открытым…

Автор: Анатолий КИСЕЛЕВ