Ради павших боевые офицеры штурмуют бумажные горы

В сквере у Дома молодежи сооружается памятник приморцам, погибшим в ходе локальных войн и военных конфликтов. Однако в ходе его строительства обнаружилось: преодолеть чиновничьи препоны не так-то просто…

5 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2203 от 5 сент. 2007
b9cd80951b230e92f7ed3b610e1c7c04.jpg

В сквере у Дома молодежи сооружается памятник приморцам, погибшим в ходе локальных войн и военных конфликтов. Однако в ходе его строительства обнаружилось: преодолеть чиновничьи препоны не так-то просто…

Средства на памятник собирали всем миром – деньги вкладывали разные люди, причем львиную долю те, кто служил в горячих точках, кто потерял там боевых товарищей. Люди это по большей части молодые, нередко вполне успешные предприниматели и специалисты, но вот поди ж ты – не в дачу деньги вкладывали, а в память. Автором мемориального комплекса стал скульптор Валерий Ненаживин. Участвовали в работе и корреспонденты «В», не раз бывавшие в Чечне и Таджикистане. Проект утвержден еще в мае 2006 года. Вот подпись и печать: «Согласован. Председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Владивостока».

- Мы обратились в городскую администрацию с просьбой, чтобы власти обустроили рядом с памятником сквер, - рассказывает Сергей КОНДРАТЕНКО, председатель Приморской краевой общественной организации ветеранов боевых действий «Контингент». – К счастью, городские власти пошли навстречу, все согласились, что городу нужен такой мемориал, были заложены в бюджет средства – 3 млн. рублей на благоустройство комплекса. Уже в 2007 году администрация провела конкурс, выбрав подрядчика.

1 августа этого года строители наконец вышли на объект... и ушли. Оказалось, что они еще без одной пачки отдельных бумаг и согласований не имеют права спилить три дерева, которые оказались на строительной площадке (а по-хорошему - даже четыре или пять, но мы уже пошли на нарушение проекта, коли дело с рубкой такое страшно сложное). И это при том, что по проекту вокруг мемориала запланирована посадка нескольких десятков деревьев и кустарников. И мы обязуемся не только посадить их, но и взять шефство над посадками и мемориалом.

А уж поверьте, ветераны чеченской и афганской войн слово умеют держать. Но потребовалось еще множество согласований теперь уже в краевой администрации. «Городские земли перешли в управление краевой администрации», - заявили нам. Хорошо, мы вновь начали поход по кабинетам… Кто-то из чиновников стал морщить нос: а может, лучше не так сделать памятник, а может, сделать дорожку к мемориалу с другой стороны. И это в проекте, который несколько лет скрупулезно продумывали архитекторы, дизайнеры, скульптор. И который, повторюсь, утвержден всеми официальными инстанциями!

Организация ветеранов вновь написала множество «согласовательных» и «просительных» писем, в том числе в управление природных ресурсов администрации края. Городская администрация тоже направила сюда согласованный план (!) с предполагаемой рубкой трех деревьев.

Из указанного управления пришел ответ, который кратко можно изложить так: мы за этот участок земли, который является рекреационной территорией, не отвечаем. Обращайтесь в городскую администрацию.

- Так куда же нам обращаться?! – горячится Вадим Рукавишников, боевой офицер, прошедший всю Чечню. – На войне было смертельно опасно, но по крайней мере понятно, где друг, а где враг. А здесь чиновники будто намеренно запутывают, не могут разобраться, кто за что отвечает и кто что должен разрешить. Боятся взять на себя ответственность за три дерева? И это при том, что ради десятков торговых центров и офисов подчистую вырубили чуть ли не все городские скверы.

Ветераны говорят: отношение к памятнику – как к садово-парковой скульптуре.

- Трудно представить, как выглядел бы мемориал «Боевая слава ТОФ», если бы перед Вечным огнем росли отдельные столь «ценные» деревья и кусты. Наличие их внутри мемориала делает невозможными проведение воинских ритуалов и отдание воинских почестей, - говорит Сергей Кондратенко.

Ветераны уверены: памятник все равно будет здесь стоять. Уже завершаются работы именно по возведению скульптуры. 22 сентября, на открытие мемориала (а оно, хочется верить, все-таки состоится в назначенный день), приедет знаменитый ансамбль ВДВ «Голубые береты», соберутся боевые товарищи со всей страны, придут мамы погибших бойцов…

А бумаги по согласованию рубки трех деревьев и посадки других так и будут ходить по кабинетам?

В первый же день, едва у Дома молодежи появилась скульптура скорбящего солдата - еще без отделки всего комплекса, здесь уже появились цветы. Значит, памятник нужен людям…

И ведь что характерно: на открытие памятника наверняка придут все те же чиновники, которые будут стоять с умными лицами и всем своим видом показывать - какое нужное дело они сделали…

~~Эти выдержки из писем военнослужащих, погибших в Чечне, выбиты на стене монумента:
«В этом бою я много насмотрелся, и, если я выживу, то я больше никогда не возьму оружие в руки. Потерял я в этом бою своего командира взвода, старшего мичмана Гусева, а у него дети и жена. Погибли старшина Варгин и майор Гапоненко. Тяжело очень терять своих друзей. Ольга, я тебя люблю и Дениску». (Матрос контрактной службы Виктор Калиманов, 106-й полк морской пехоты, погиб 6 июня 1995 года).

«Мамочка, мама, ты моя любимая. Всех любимее, мамочка». (Майор Алексей Рыбак, Восточносибирский СОБР, погиб 17 марта 2000 года. Присвоено звание «Герой России», посмертно).

«Скоро Новый год, и мне так хочется встретить его со всеми вами, со всей семьей. Ничего, уж следующий Новый год точно встретим вместе и будем отмечать недели две, так что все наверстаем…». (Рядовой Владимир Овсянников, погиб 29 декабря 1999 года).~~

Автор: Марина Ивлева Сергеевна