Сделать мертвую петлю? Легко! И в любом возрасте

Существуют люди, которые жить не могут без неба и самолетов, пусть даже объект обожания не настоящее воздушное судно. Как раз с одним из таких влюбленных посчастливилось познакомиться и корреспонденту «В» во время авиа-шоу под Артемом. Игорь БАБУРИН - мас

28 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2198 от 28 авг. 2007
c59ae4d027cd85c9362c3131fcf0d57d.jpg

Существуют люди, которые жить не могут без неба и самолетов, пусть даже объект обожания не настоящее воздушное судно. Как раз с одним из таких влюбленных посчастливилось познакомиться и корреспонденту «В» во время авиа-шоу под Артемом. Игорь БАБУРИН - мастер спорта по авиамоделированию.

В советское время спасали корзины из-под бананов

Игорь заболел небом еще в детстве. Все школьники хотя бы изредка прогуливают занятия. Наш герой не был исключением. Но он убегал с уроков по делу - чтобы испробовать новый воздухоплавательный корабль. В то время приходилось обходиться подручными средствами. «Чтобы самолет полетел, он должен быть очень легким, почти невесомым, - объясняет Игорь, - а достать что-то подобное в советское время было сложно. Спасали корзины, в которых к нам привозили бананы. Они были сделаны из уникального сорта дерева - Бальзы; оно растет только в Эквадоре. На сегодняшний день это волшебное дерево найти проще - спасает Интернет. Всемирная паутина вообще часто выручает, если необходима какая-нибудь деталь».

- Конструирование самолетиков - увлечение дорогостоящее, поэтому в Федерацию авиамодельного спорта Приморского края чаще заходят взрослые, чем дети. Но взрослые заходят под предлогом: «внуку подарок ищу», «сын попросил» и так далее, - рассказывает Игорь. - А потом сами же бегают, покупают диски с программами обучения. Управлять самолетом в такой неустойчивой среде очень тяжело. С первого раза еще ни у кого не получалось, поэтому у нас продаются специальные тренировочные компьютерные игры, при помощи которых можно наглядно понять, как следует обращаться с пультом управления, при этом не покалечив самолет. Вот такие игры для взрослых!

С другой стороны, самолетик и в хозяйстве вещь полезная: если взрослые берут с собой ребенка на природу, там ему особо заняться нечем, а если есть замечательная игрушка, уже веселее. Его гонять можно часа два без перерыва, пока батарея не сядет, а батарея там мощная - 80 ампер. «Мы как-то раз от нее «крузак» заводили», - поделился опытом Игорь.

- Выступление маленьких самолетиков на авиашоу делилось на две части. Должно быть, по принципу принадлежности к тому или иному виду. Что вы можете об этом рассказать?

- Существует огромное количество видов самолетов, и предназначены они для разных целей, - рассказывает Игорь. - Сначала придумали кордовые. (Самолетики с моторчиком, привязанные за одно крыло веревкой.) На этих моделях обычно устраивают зрелищные воздушные бои. Соревнуются по парам. Цель каждого участника - сбить самолет противника или «откусить» у него хвост. (К самолетикам привязывают по ленте, и бойцы пытаются забрать ее друг у друга. Если это выходит, то победитель забирает обе ленты.) Это жутко опасный вид - не было таких соревнований, чтобы веревка не оторвалась. Скорость у них бешеная - однажды такой «оторвыш» покалечил припаркованную рядом машину. Кордовые очень шумно летают. Я безумно рад тому, что придумали радиоуправление.

Мне по состоянию души гораздо ближе планеры. Радиоуправляемые, разумеется. Запускать такой самолет - истинное удовольствие! Взлет: ты ловишь восходящий поток воздуха, самолет поднимается все выше и выше и парит как птица. Только дернулось крыло, поток воздуха изменился - ты все чувствуешь и как будто бы сам становишься птицей!

Еще есть пилотажные самолеты, они немного тяжелее планеров и меньше размером. На них летают, чтобы выделывать пируэты в воздухе: мертвые петли, бочки - очень красиво получается. На планере это дается тяжелее, но я и этому научился!

Склеить можно даже истребитель

Когда держишь самолет в руках, удивлению нет границ. По сравнению с настоящим он действительно невелик, но для игрушки очень внушительно выглядит. На земле, если взять это произведение искусства в руки, оно выше человеческого роста, но при этом легче бумаги. Крылья очень тонкие, немногим больше толщины картонной коробки. Но все равно они вовсе не кажутся хрупкими. При размахе крыла 3,5 метра вес полностью снаряженного самолета (собранного и с батарейкой) не достигает и двух килограммов. Внутри самолета тоже все серьезно - приборная доска приклеена, аптечка и огнетушитель на месте!

- Иногда делают копии настоящих самолетов. Даже истребитель склеить можно. На соревнования в Штыково с вертолетами приезжают. Кто во что горазд!

- Любой ли человек может сконструировать самолет?

- Отвечу честно, - смеется Игорь, - далеко не любой может сделать самолет так, чтоб он еще летал. К нам в клуб однажды зашел старичок. Принес самолетик. Оказалось, сам сделал - но не летит. Мы ему помогли немножко, поехали свои самолеты облетывать и его с собой взяли - до сих пор на соревнования ездит. Старше всех нас - ему семьдесят с лишним…

Автор: Валерия КОЖЕМЯКИНА