В России на «Харлеях» перевозили картошку
Представители самой предприимчивой нации никогда не додумались бы использовать мотоциклы, ставшие у них одним из воплощений американской мечты, для сельскохозяйственных нужд. А через океан от них, в частности в Приморье, запросто...
Представители самой предприимчивой нации никогда не додумались бы использовать мотоциклы, ставшие у них одним из воплощений американской мечты, для сельскохозяйственных нужд. А через океан от них, в частности в Приморье, запросто.
В России культовые «Харлей-Дэвидсон» массово появились во время Второй мировой войны. В те годы по госзаказу правительства США военных моделей этой именитой марки было выпущено около 90 тысяч; 25 из них были отправлены в СССР по программе ленд-лиза. Так, по мнению многих любителей, начиналась история мотоциклов, символизирующих свободу, на нашенской земле.
Однако факт первейшего появления мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» в Советском Союзе именно во время Великой Отечественной, принятый большинством на веру, на самом деле немного искажен. Исполнительный директор московской дилерской компании, занимающейся поставками «Харлеев», Максим Белоусов уточнил время его появления в нашей стране. Оказывается, официальное представительство компании существовало в Санкт-Петербурге еще до 1917 года. К тому времени завод, производивший эти мотоциклы, работал в США на протяжении 14 лет.
Хотя завод – это громко сказано. В 1903-м друзья Уильям Харли и Артур Дэвидсон обосновались в сарае площадью 3 на 4,5 метра, где собрали первый мотоцикл. Этот сарай сохранен до наших дней и играет роль самостоятельного музейного экспоната. Кстати, в СССР долгое время жила легенда, о которой сейчас вспоминают с улыбкой, что настоящие создатели «Харлея-Дэвидсона» – выходцы из Одессы Харламов и Давыдов. Видно, как в том анекдоте, очень уж хотелось верить, что российский слон – самой большой слон в мире.
Второй раз российскую прописку знаменитые «тихоходы» получили действительно в военное время. Мотоциклы цвета хаки, к которым цеплялись пулеметы, осели в сараях от Уссури до Буга, в том числе и в Приморье. Один из них имеет арсеньевскую прописку, о нем бы и хотел поведать «В».
«Харлей-Дэвидсон» модельного ряда WLA-42 был списан с «военного довольствия» после расформирования мотострелковой дивизии под Уссурийском через несколько лет после окончания войны. Большинство мотоциклов за копейки были проданы (а кому и достались просто так – по списанию) новым хозяевам. Вячеславу Пашнину он достался от деда, что называется, по наследству, вместе со вторым «гражданским» «Харлеем», который находился в разобранном виде, а также со всеми запчастями, документами на них и справочником на английском языке. Именно благодаря справочнику обе модели позже были доведены «до ума». Если бы 20-летний Слава Пашнин вовремя не укатил громоздкий «Харлей» на веревке в свой гараж, то он вполне мог бы достаться пионерам на металлолом.
С тех пор легендарный мотоцикл перестал использоваться как «телега» для перевозки картофеля. Хотя задумка изобретательного деда была хороша: к мотоциклу цеплялась коляска, на дно которой помещалась фанера, и люлька доверху засыпалась картошкой, а сверху складывались мешки, количество которых доходило до 12.
В умелых руках мотоцикл преобразился: прямой руль изогнулся и стал походить на фирменный «харлеевский», появились удобные подножки, цвет милитари с белой звездой – символом Соединенных Штатов сменился черным с языками пламени. Второй мотоцикл был собран по справочнику до последнего винтика. Уже несколько раз японцами предпринимались попытки выкупить WLA-42, а владивостокский клуб «Тигры» пытался обменять его на новенький микроавтобус «Ниссан». Но у владельца раритетных «коней» на них свои планы: один останется «чоппером» – то есть переделанным «под себя», стилизованным, а другой будет подогнан под «классику» – будто только сошел с конвейера.
Классическому варианту мотоцикла уготована судьба экспоната в домашнем музее, зато второй остается на ходу. Его характеристики и сейчас остаются приличными: 3 скорости, 120 миль в час на спидометре, технический паспорт разрешает разгонять его по гравийке до 160 километров в час, объем двигателя 850 кубических сантиметров, 25 лошадиных сил… Только весит эта махина немало – 270 килограммов, и хотя считается дорожным мотоциклом, весьма неповоротлив. Да и управлять им непросто: сцепление выжимается ногой, а поворотников нет по определению – в те времена в них просто не было надобности.
Но это не помешает «вывозить» ветерана в свет. А если вы уже сейчас хотите почувствовать себя причастным к мотоциклу-легенде, попробуйте воспроизвести звук, издаваемый его мотором. Когда-то его создатели пытались этот звук запатентовать за его непохожесть на все остальные, он давно стал визитной карточкой бренда. Нужно быстро произносить английское слово «potato» в русской транскрипции, выдыхая на каждом первом слоге и как бы проглатывая букву «О»: «п’тэйто, п’тэйто, п’тэйто…» Это косвенно доказывает, что русские, оказывается, использовали «Харлей-Дэвидсон» по назначению, перевозя на нем картофель с полей, а американцы об этом, наверное, до сих пор не догадываются. Вот тебе и самая предприимчивая нация…
Автор: Ольга Самускевич