Остаться в живых. Благодаря чужой крови

Одна тонна, то есть тысяча литров. Много это или мало? Если говорить, к примеру, о молоке, то для края это мизер. А если о донорской крови - именно столько, сколько необходимо жителям Приморья в месяц. На станции переливания крови во Владивостоке за 30 дн

16 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2192 от 16 авг. 2007
ec702a98cce4bc5fe05420fe7c801981.jpg

Одна тонна, то есть тысяча литров. Много это или мало? Если говорить, к примеру, о молоке, то для края это мизер. А если о донорской крови - именно столько, сколько необходимо жителям Приморья в месяц. На станции переливания крови во Владивостоке за 30 дней собирают 700-800 литров, поэтому в экстренных ситуациях по радио и ТВ звучат призывы: «Приходите. Очень нужно».

Наши люди не бесчувственные - при острой необходимости, как это было после известного всем пожара, во время которого погибло несколько человек, даже очереди выстраиваются. Однако в остальные дни на станции, как правило, тишина - с прошедшей бедой утихает эмоциональный порыв. А кровь нужна ежедневно. Постоянно нужна она для детского онкогематологического отделения, где нередко именно от ее наличия зависит, выживет ребенок или нет. Обычно доноры и реципиенты не знают друг друга, но 1 июня этого года, на Международный день защиты детей их собрали вместе - тех, кто уже не один год делится с чужими людьми живительной влагой, и маленьких больных, безволосых, с масками на лицах. Встреча состоялась необыкновенно трогательная. У взрослых комок к горлу подкатывал при виде этих мальчишек и девчонок, только вот свое волнение нельзя было показывать, чтобы не травмировать лишний раз маленькие сердечки. Взрослые же, мамы юных пациентов и доноры, понимали друг друга без слов, просто глядя в глаза.

А ДТП? Всем известно, насколько часто они происходят. И тут почти никогда не обойтись без донорской крови. Операции, роды… Да мало ли моментов, когда именно от нее жизнь человеческая зависит. В прямом смысле порой остаться в живых можно лишь благодаря донору даже при самой современной медицинской технике, при высочайшем профессионализме врачей. Сейчас, к примеру, нужна сложная группа - четвертая отрицательная. Редкая? Конечно, но ведь люди и с такой группой крови болеют. Тем не менее особенно острой остается ситуация со второй положительной группой. Вроде бы таких людей большинство, и проблем быть теоретически не должно. С другой стороны, раз их больше, то и нуждающихся в помощи больше.

Каждый сегодня должен понимать, что его собственная жизнь в какой-то момент может зависеть от чужого человека. Правда, нынче - даже от нас самих. Потому что существуют аутозаготовки, то есть перед планируемой операцией, перед родами можно заготовить собственную кровь. Вот и не возникнет проблем в сложной ситуации. Кстати, такую заготовку могут сделать и люди опасных профессий - пожарные, милиционеры… Странно, почему они не спешат на станцию.

В ближайшее время во Владивостоке будет проведена целая серия высокотехнологичных операций - ортопедических, кардиологических, сосудистых… Государство по национальному проекту «Здоровье» выделяет для этого большие средства, будут работать лучшие специалисты, но без доноров все равно не обойтись - кровь в аптеке не купишь. Поэтому на краевую станцию переливания крови уже поступила заявка на 190 литров эритроцитной массы и 230 литров замороженной плазмы. Для получения литра того и другого необходима кровь от четырех доноров. Причем все это сверх обычной месячной нормы. Потому и стараются медики привлечь родных и друзей будущих пациентов, объясняют: «От вашей крови может зависеть успех хирургического вмешательства».

Постоянные, или - как их еще называют - кадровые доноры, безусловно, есть. Их, естественно, порадовало недавнее постановление администрации Приморского края, по которому с нового года компенсация на питание составит 300 рублей вместо нынешних 150, литр донорской крови будет стоить 500 рублей, донорская плазма - 1500, а иммунная плазма - 1700 рублей. Но сотрудники станции говорят, что постоянные сдатчики крови все-таки приходят не только из-за денег - многие из них помнят, что их собственную жизнь когда-то спас такой же человек, поделившийся с нуждающимся самой главной составляющей здоровья.

Нередко в стенах станции появляются и безвозмездные доноры, которые получают лишь компенсацию на питание. Однако хотелось бы, чтобы их было больше. Руководителям предприятий стоит понять, что отгулы, положенные донору, вряд ли серьезно нарушат режим работы предприятия, но при этом будет сохранена чья-то жизнь, висящая на волоске. У нас есть немало обеспеченных людей с отзывчивой душой, которых останавливает лишь дефицит времени. На самом деле на все про все необходимо лишь 20-30 минут, ведь очередей практически нет. Сотрудники проверят ваш паспорт по базе данных, быстро сделают клинический анализ крови. Причем все безопасно - оборудование современное, инструменты разовые. Даже из находящегося поблизости салона красоты можно забежать.

Были годы, когда кровь пытались сдавать нищие, рассчитывая лишь на небольшой заработок. Теперь приходят другие - те, кто искренне заинтересован в здоровье ближнего. Меняется психология. Возможно, не далек тот день, когда (как в Америке) доноры станут только бескорыстными, то есть никаких денег получать не будут. Но, на мой взгляд, и в материальной поддержке нет ничего плохого, в конце концов финансовая заинтересованность тоже важна. Главное - чтобы и тех, и других было как можно больше, ведь ученые еще не придумали полноценного заменителя крови. А без нее порой просто не обойтись.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна