«За бортом» новых судов могут оказаться люди. Их придется сокращать

С какой бы помпой ни шла подготовка к съезду рыбаков во Владивостоке, в самих рыбацких коллективах скепсиса не убывает. А откуда взяться оптимизму, если одни и те же проблемы, из-за которых не развивается отрасль, закрываются предприятия и увеличивается к

15 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2191 от 15 авг. 2007
b3bb0ae7b225944a3742ebd117feb095.jpg

С какой бы помпой ни шла подготовка к съезду рыбаков во Владивостоке, в самих рыбацких коллективах скепсиса не убывает. А откуда взяться оптимизму, если одни и те же проблемы, из-за которых не развивается отрасль, закрываются предприятия и увеличивается количество убыточных, не решаются годами?

Рыбаки не обидятся, если отрасль назвать неуправляемой. Кризис управления особенно остро проявился в последние два года, что во всей полноте отразилось на работе рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий нашего края. И тут разницы нет, какую форму собственности они имеют - колхоз это, АО или ООО.

Что касается рыболовецких колхозов, то их в крае осталось всего три: «Приморец» в селе Подъяпольском Шкотовского района, «Огни Востока» в Тернее и «Тихий океан» в Ливадии. И все идет к тому, что на рыболовецкой колхозной системе как таковой можно будет ставить крест (кстати, в сельском хозяйстве колхозов тоже уже почти не осталось). Складывается впечатление, что ее как «пережиток социализма» целенаправленно стремятся разрушить.

Колхозы уйдут в историю?

- На чем основываются такие опасения колхозников? - попросили мы высказать свое мнение председателя колхоза «Приморец» и одновременно председателя крайрыбакколхозсоюза Петра ГОРДИЕНКО:

- По большому счету особой разницы нет, колхоз это или, к примеру, акционерное общество. Налогообложение для всех рыболовецких предприятий одинаковое, правовая база, по сути дела, тоже.

Люди боятся вот чего: если колхоз станет акционерным обществом, то его будет легче скупить. Колхозные доли могут быть проданы только своим же членам, а вот акции - кому угодно. В крае есть настораживающие примеры, когда, акционировавшись, некогда богатое хозяйство шло под откос.

- Почему уцелевшие колхозы должны вдруг акционироваться?

- Пока вопрос так не стоит. Но не исключено, что через несколько месяцев мы окажемся перед такой необходимостью.

В конце прошлого года в федеральный закон о сельхозкооперации, по которому мы живем, внесены изменения, требующие, чтобы в рыболовецком колхозе не менее 50 процентов работающих были его членами. Из-за существующей текучести кадров невозможно соблюсти эту пропорцию, да и несправедливо требовать такого соотношения с учетом 80-летней истории наших хозяйств. Получается, человек проработал год-два, и его уже надо принимать в колхоз. При этом он будет иметь такое же право голоса, как тот, кто пришел сюда давным-давно, внес большой вклад в развитие хозяйства. Ведь у нас право голоса у всех одинаковое, независимо от пая, места работы - председатель ты или сторож.

Мы добиваемся того, чтобы изменить пресловутое соотношение «50х50». Если не получится и если до конца года требуемый расклад не будет достигнут, то нам придется менять форму собственности.

Где Москва, а где море...

- В крайрыбакколхозсоюз сейчас входят не только колхозы?

- Без учета наших новых членов - хозяйств марикультуры - в крайрыбакколхозсоюз входят 14 предприятий разных форм собственности, из них только три колхоза. Острые проблемы перед всеми стоят одни и те же, и в одиночку решать их было бы гораздо труднее.

Главная беда нашей отрасли - ее управление. Через Федеральное агентство по рыболовству невозможно решить даже мелкие вопросы. К примеру, мы полгода никак не можем изменить название купленного у одного из частных владельцев судна, за которым тянется браконьерский «шлейф». Зачем нам такое наследство? Агентство должно было в течение месяца дать свой положительный либо отрицательный ответ, но от него ничего не добиться. Что тогда говорить о более серьезных вещах?

После долгих дебатов внесено изменение в закон о границе, позволяющее предусмотреть упрощенную форму пересечения 12-мильной зоны. Для этого еще в прошлом году должны были быть разработаны мероприятия, которые, надеемся, позволят вести прибрежное рыболовство без сегодняшней «головной боли» с оформлением пересечения судами границы, что занимает по двое суток. Из-за этого в Моряк-Рыболове закрылся рыбозавод, свернулись другие береговые производства. И что? Сколько еще будем ждать обещанных мероприятий? Прежде всего это вина пограничников, но и нашего агентства, считаю, тоже.

Новострой – без квот

- Катастрофически стареет рыболовецкий флот. Об этом говорится на всех уровнях. А есть ли у предприятий стимул строить новые суда?

- Стимул есть, поскольку иначе через несколько лет вообще останемся без флота. В настоящее время износ судов составляет 60 - 80 процентов.

Приморский край является лидером отечественного рыболовства, и, невзирая на все экономические пертурбации, у нас сохранился рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий флот. Приморские рыбаки сегодня помогают перерабатывать биоресурсы Камчатки и Сахалина. Поэтому мы все понимаем важность технического состояния рыбацкого флота. Беда в том, что уже сейчас на ремонт старых судов в год уходят финансы, которые едва покрывают получаемые от их работы доходы, и со временем просто не будет смысла их ремонтировать.

- Насколько я знаю, «Приморец» был инициатором в складчину с сахалинцами и камчатцами оплатить проект среднего рыболовного траулера и построить по нему в Санкт-Петербурге два таких судна для себя. Эти планы реализуются?

- Действительно, по инициативе «Приморца» под эгидой Росрыбколхозсоюза центральное конструкторское бюро «Восток» в Санкт-Петербурге спроектировало средний траулер-морозильщик. Проект 13720 соответствует всем современным нормам и позволит работать по евростандартам. В течение пяти лет мы планируем построить несколько судов этого проекта для наших предприятий.

Но из-за массы причин мы пока не смогли начать строительство. Одна из основных - отсутствие механизма наделения квотами строящихся судов. В новом федеральном законе о рыболовстве нет даже упоминания об этом. В результате возникает серьезная проблема: строительство новых траулеров повлечет за собой сокращение рабочих мест. Чтобы этого избежать, мы намерены строить цеха по рыбообработке, чтобы обеспечить работой тех (прежде всего местных жителей), кто вынужден будет списаться на берег. Сейчас ведутся проектные работы по перерабатывающим производствам в колхозах «Приморец» и «Тихий океан».

Но если вернуться к судостроению, хотелось бы еще сказать: если суда будут строиться здесь, на востоке, мы только спасибо скажем. На одной транспортировке сколько можно тогда сэкономить. Поэтому судостроительная корпорация, о которой сейчас говорят, нужна. Но, боюсь, на ее создание уйдет слишком много времени. А ждать нам уже некогда. Я с полной уверенностью говорю, что без государственной поддержки строительство новых судов невозможно. Те несколько судов, которые были построены в последнее время, - не показатель для отрасли. Должна быть нормальная государственная программа обновления флота, где все, как сейчас говорят, будет прозрачно: от механизма наделения квотами до окончательного финансирования строительства.

Между небом и землей

- В крайрыбакколхозсоюз начали вливаться приморские хозяйства марикультуры. В каких вопросах им прежде всего нужна поддержка?

- Проблемы марикультуры известны нам не понаслышке, потому что часть наших предприятий тоже развивает это направление. «Приморец», к примеру, выращивает гребешок и мидию, в этом году собираем первый урожай.

Сейчас рыбопромысловые участки, на которых хозяйства выставляют садки или занимаются донным выращиванием того же гребешка, за ними не закреплены. По закону о рыболовстве федеральное агентство должно провести конкурсы на право заключения договоров пользования такими участками. Добиваемся, чтобы приоритет отдавался предприятиям, которые уже сделали большие вложения в развитие своих хозяйств. Это должно оговариваться положением, которое разрабатывает агентство. Но пока неизвестно, как все повернется. Поэтому мариводы чувствуют себя между небом и землей. И то, что аквакультура теперь является частью нацпроекта по развитию агропромышленного комплекса и может пользоваться льготными кредитами, никого не обрадовало. «Вы нам хоть бесплатно кредиты давайте - не возьмем, потому что не знаем, не вышвырнут ли нас завтра с наших участков», - рассказывают предприниматели. Они настроены на серьезный бизнес, многое получается, но не уверены, смогут ли продолжать работу.

Ведется речь о подготовке отдельного закона по аквакультуре. Когда же мы его дождемся? Закон о рыболовстве принимали восемь с половиной лет. Поэтому предлагаем не новый закон принимать, что очень сложно и долго, а урегулировать необходимые вопросы комментариями к закону о рыболовстве.

Крайрыболовсоюз подключится также к организации каналов сбыта продукции, поскольку это тоже довольно сложный для мариводов вопрос. Приморье - не Москва, потребляющая в сутки больше 50 тонн морепродуктов, и надо искать рынки за пределами края.

Рыбная отрасль - одна из самых важных для Приморья. Выступления на съезде рыбаков ожидаются острые. Но самое главное, чтобы не закончилось все только разговорами. Рыбаки надеются, что съезд инициирует федеральные структуры на решение накопившихся проблем.

Автор: Надежда БРАЖИНА