Многоэтажное Приморье. Появятся ли в мегаполисе «Большой Владивосток» небоскребы?

В последнее время сообщения о превращении из «гадкого» Владивостока в «прекрасный» мегаполис тиражируются с завидной регулярностью. И скоростную железную дорогу нам обещают, и мост через Золотой Рог, и океанариум, в конце концов. А что же будет с общим об

10 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2189 от 10 авг. 2007
3521fb4989a2cef0520908d948afc322.jpg

В последнее время сообщения о превращении из «гадкого» Владивостока в «прекрасный» мегаполис тиражируются с завидной регулярностью. И скоростную железную дорогу нам обещают, и мост через Золотой Рог, и океанариум, в конце концов. А что же будет с общим обликом краевой столицы? Какие архитектурные замыслы в принципе воплотимы во Владивостоке? И появятся ли в городе нашенском атрибуты любого мегаполиса - небоскребы?

Подпорки неба

Вообще появление небоскребов обусловлено прежде всего отсутствием свободных земель под их возведение - застройщику просто выгодно на маленьком клочке земли построить такой дом, где разместится максимальное количество офисов. Именно офисов, потому что во всем мире небоскребы располагаются в деловой части города и предназначаются, как правило, под бизнес-центры. Жить на высоте птичьего полета - удовольствие не для слабонервных. Кроме того, на высоте более разряженный воздух, меньшее давление.

- Немаловажным фактором является то, что застройка должна вестись гармонично, - комментируют в инвестиционно-строительной компании «АРКАДА». - Среди зданий высотой в семь-девять этажей появление 50-этажного дома будет смотреться минимум нелепо. Высотки в центре города могут нарушить его историческую архитектуру, и музейная ценность некоторых участков может быть практически утеряна. Однако единственный в городе «небоскреб» - 25-этажный жилой дом на мысе Чуркина - вполне достойно вписывается в общую панораму местности, хотя эстеты могут с этим и поспорить.

Необходимость появления столь высоких зданий очень актуальна сейчас в Москве - скоро в Первопрестольной появится так называемый Москва-Сити, деловой центр города, по аналогии с нью-йоркским Уолл-Стрит. Для освоения выделена большая территория, и строители сейчас разрабатывают регламент и необходимые требования для такого вида строительства. Небоскребы небезопасны с точки зрения пожарной безопасности (а этот фактор для Владивостока более чем актуален).

- В Приморье не разработаны технологии и отсутствуют специалисты для ведения высотного домостроения, - добавляет начальник участка инвестиционно-строительной компании «АРКАДА» Владимир Подгорный. - Встает вопрос и о материалах. Для высотного строительства запас прочности у материалов должен быть гораздо выше, чем у тех, что используются для возведения домов средней и малой этажности.

Кстати, вернемся к облику города. В Санкт-Петербурге ведутся ожесточенные споры вокруг строительства небоскреба «Газпром-Сити», так как, по мнению специалистов, он не вписывается в историческую инфраструктуру района и нарушает панораму города.

- Авторы хотят красивую «вещь в себе» поставить в историческом центре города, являющемся частью мирового архитектурного наследия, - говорит главный архитектор ООО «ДВ ПромстройНИИпроект» Виталий Вольтер. - В северной столице еще с XVIII века существовали правила, согласно которым строения в Петербурге не должны превышать высоты карниза Зимнего дворца, нарушать общей гармонии и масштаб застройки.

- Небоскребы во Владивостоке обязательно появятся, можете даже не сомневаться, - продолжает разговор председатель правления Приморской организации Союза архитекторов России Александр Карепов. - Раньше небоскребами считались и дома в 6 этажей, сейчас к таким зданиям приписывают строения куда большей высоты. Вот только строить небоскребы нужно в том месте, где это будет уместно. Для проекта «Большой Владивосток» это может стать район Артема или поселка Трудовое.

Проблема же будущего возведения зданий во Владивостоке может заостриться в связи с тем, что у нас нет утвержденных правил застройки, которые есть во всех цивилизованных странах. У нас же, когда строят новое здание, не смотрят, что находится вокруг него, нет комплексного соотношения с окружающей застройкой.

- Раньше давали государственные премии за то, что дома располагали красиво и гармонично в зависимости от рельефа, - говорит Александр Карепов. - В настоящее время в уже сформировавшиеся градостроительные комплексы мы начинаем встраивать новые дома. Порой абсолютно бездумно. Нет системы управления этими процессами, нет системы работы главного архитектора города, не работает градостроительный совет, хотя о его работе много раз декларировали, нет общественного обсуждения… Пока регламентирующие застройку нормы не появятся и, что главное, не будут исполняться, логики в появлении тех или иных зданий так и не будет.


Обречены на серость?

В общем, небоскребы - это наше возможное завтра. А что же сегодня? Если посмотреть вокруг, худо-бедно в краевой столице что-то строят. Однако становится грустно от созерцания похожих строений, отделанных однотипными материалами, чем-то напоминающими пластмассу.

- Это называется вентилируемым фасадом и сейчас активно используется при строительстве во всем мире, - говорит Владимир Подгорный из компании «АРКАДА». - На каркас здания крепятся эстетичные «пластины», между стеной и отделочным материалом находится утеплитель. Такие фасады неплохи по своим свойствам - они теплые, прочные, причем воздух между стеной и фасадом циркулирует.

- Вентилируемые фасады идеально подходят для приморских условий - влажного, мокрого, ветреного климата, - подтверждает Виталий Вольтер. - Но не обязательно с наружным слоем из повсеместно используемого алюкобонда. Естественно, архитектура подвержена каким-то модным тенденциям, но кроме материала должны присутствовать мастерство автора, композиция, идея строения и ее качественное исполнение.

- Раньше при оформлении фасада зданий использовался облицовочный кирпич, - комментирует Владимир Подгорный. - Однако сейчас он не так популярен - на рынке зачастую присутствует некачественный материал, из-за которого появляется грибок и промокают стены. Да и сам кирпич может быть неоднородным по цвету, и получается, что на пятом этаже дом одного цвета, на седьмом - другого. В панельных домах фасадом является сама панель, которую эстетичной можно назвать с натяжкой. Сейчас большинство застройщиков переходит к монолитно-каркасным технологиям, и здания, возведенные в соответствии с ними, требуют фасадной отделки. И здесь встает вопрос облицовки - выбор материала, его стоимость. К примеру, на одном из наших объектов использован керамогранит - один из самых качественных и дорогих фасадных материалов на сегодняшний день. Однако распространенный алюкобонд привлекает застройщиков больше - он дешевле, не такой тяжелый, как керамогранит, и относительно прочный.

- Архитектор в любом случае имеет определенную палитру из материалов, - продолжает Александр Карепов. - Пусть это будет пять материалов, но есть различия в цвете, фактуре, форме - из этого у настоящего мастера и должна складываться бесконечная палитра для творчества.

Как утверждает Александр Карепов, если посмотреть на западные, да уже и восточные образцы домостроения, то архитектура становится все более зависимой от технологий и экономики.

- Уникальных произведений архитектуры создается мало по всему миру, - говорит Александр Васильевич. - В основном, это обыкновенная, средней руки, технологичная архитектура. За последнее время и во Владивостоке не было построено здания, которое бы имело особую архитектурную ценность, но говорить, что в городе все однообразно, я бы не стал. Не стоит хаять архитектуру Владивостока. У нас замечательный рельеф, он и сглаживает все ее огрехи. Владивосток все-таки красивый город, и многие с этим соглашаются.

- Действительно, все упирается в мастерство создателя, - соглашается Виталий Вольтер. - Вот кирпич - куда уж незатейливее стройматериал? - но из него можно сделать действительно восхитительную постройку, было бы умение.

Получается, даже при строительстве банального многоквартирного дома мастер может проявить свой талант, а жилищная застройка стать объектом для самых смелых архитектурных идей.

- Да так всегда и было, - говорит Виталий Вольтер. - Вы скажете, а как же хрущевки? Эти дома решали те политические и социальные задачи, которые тогда стояли. Сейчас эти дома исчерпали свой моральный и материальный ресурс, поэтому назрела необходимость реконструкции этой застройки, возможно, сноса домов для возведения новых. С другой стороны, рынок сегодня требует дешевое жилье, следовательно, заказчик не хочет тратиться на архитектурные изыски.

Что ж, будем надеяться, что в связи с грандиозными планами по строительству Владивостока в некоронованной столице Приморья все-таки появятся гармоничные и красивые строения, а местные архитекторы наконец реализуют весь свой творческий потенциал, который пока лишь живет в невоплощенных проектах.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна