«Восточная газовая программа» оживит Приморье
Проект нефтяной трубы «Восточная Сибирь - Тихий океан» - пожалуй, один из самых долгожданных в Приморье, обсуждаемых, но пока четко не прорисованных. Правда, твердое намерение двигаться в этом направлении проявляют как власти Приморья, так и крупнейшие не
Проект нефтяной трубы «Восточная Сибирь - Тихий океан» - пожалуй, один из самых долгожданных в Приморье, обсуждаемых, но пока четко не прорисованных. Правда, твердое намерение двигаться в этом направлении проявляют как власти Приморья, так и крупнейшие нефтегазовые компании России. Есть еще один «игрок» на этом нефтегазовом поле - потребитель в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который, судя по всему, просто спит и видит, когда же Россия осуществит свои проекты на востоке страны и погонит ценный продукт на экспорт.
Первый Тихоокеанский экономический конгресс во Владивостоке 28 июля прояснил ряд позиций.
Первая - близка к интересам нас, жителей Приморья. В ходе дискуссии «Энергетический и нефтегазовый потенциал Дальнего Востока России» была представлена позиция ОАО «Газпром»: «Первоочередная задача для «Газпрома» - масштабная газификация регионов России, особенно сельской местности, и среди ближайших проектов - Хабаровский край и Приморье». «Газпром» и администрация Приморского края подписали договор, речь идет о строительстве в ближайшем будущем газотранспортной системы Сахалин-Хабаровск-Владивосток».
Ждем-с. Как явствует из названия проекта, газ в Приморье придет сахалинский.
Вторая позиция - стратегическая. Восточно-сибирские углеводороды с нетерпением ждет весь регион, только проблема в том, что гигантские нефтяные и газовые ресурсы толком еще не разведаны. «Восточная газовая программа» - так назван перспективный проект ОАО «Газпром», включающий единую систему добычи и транспортировки нефти и газа. Причем серьезную его долю теперь начинают составлять геологоразведочные работы, в которые вкладываются значительные средства. Если еще недавно специалисты исходили из весьма умеренного спроса на газ потребителей на Дальнем Востоке, то теперь федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья явно оживит экономику региона, и потому потребности возрастают. Причем заявляемая потребность уже больше возможностей. Вот почему продолжается развитие проектов на Сахалине, начат проект «Сахалин-3». Кроме того, «Газпром» называет четыре нефтегазовых центра: Сахалин, Саха-Якутия, Иркутская область и Красноярский край. Сахалинский газ предназначен для дальневосточных потребителей, пойдет он в Японию и Республику Корея. Якутские углеводороды станут основой экспорта в Китай. Иркутские и красноярские нефтегазовые ресурсы предназначены для Восточной Сибири».
Острую заинтересованность в российских нефти и газе давно проявляет Япония. «Нам важно снизить зависимость от ближневосточных поставок нефти за счет дальневосточных углеводородов, - сказал на конгрессе Сусуму Ёсида, директор института ERINA (Ниигата, Япония). - Кроме того, среди пунктов новой национальной стратегии Японии - как можно активнее входить в предприятия по нефтедобыче и нефтепереработке на российском Дальнем Востоке. Мы готовы участвовать в геологоразведке, строительстве портовых сооружений, газо- и нефтепереработке, развитии и внедрении новых технологий». При этом Ёсида-сан подчеркнул, что параллельно с поиском новых нефтеисточников Япония все больше надежд возлагает на альтернативные источники энергии: биотопливо, солнечную энергию. И, конечно, на атомную энергетику, которая стремительно развивается в Стране восходящего солнца.
Активно строятся АЭС и в Китае, но дефицит энергии здесь все равно растет. Похоже, именно энергия, газ и нефтепродукты могут стать той самой «точкой опоры», которая перевернет экономику Дальнего Востока. Правда, масштаб задач так велик, что быстрых результатов нынешнее поколение вряд ли дождется.
Автор: Марина Ивлева Сергеевна