Пешком или на лифте? Похоже, скоро выбора не будет…

Добрую половину лифтов во Владивостоке могут отключить. Приморское управление Ростехнадзора готовится передать в суд Ленинского района соответствующие материалы. Ответственные за лифтовое хозяйство структуры не смогли приспособить его к новому жилищному з

26 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2181 от 26 июль 2007
ae6aef0442a6ed7f2427dac3e3dbd2b5.jpg

Добрую половину лифтов во Владивостоке могут отключить. Приморское управление Ростехнадзора готовится передать в суд Ленинского района соответствующие материалы. Ответственные за лифтовое хозяйство структуры не смогли приспособить его к новому жилищному законодательству и теперь взялись за крайние меры.

Лифт, как известно, не роскошь, а необходимая составляющая отнюдь не комфортной, а нормальной жизни. Вот только во Владивостоке полный бардак с подъемными приспособлениями в жилых домах приводит к тому, что стоят даже новые лифты, об установке которых радостно рапортует администрация города.

Обыкновенный жилец 12-го этажа, каждый день спускаясь и поднимаясь на лифте, и представить себе не может, какая грызня идет между организациями, так или иначе задействованными в установке, обслуживании и эксплуатации лифтов.

Старый новый лифт

Конфликт вырвался на поверхность, когда к марту в домах по 28 адресам, от Калинина до Енисейской, появились 60 новых лифтов. Установлены они по инициативе администрации Владивостока двумя ООО - «ВТИС» и «Дальлифт». К концу июня специалисты Ростехнадзора в ходе проверки качества их монтажа выявили ряд грубых нарушений.

Все они вытекают из того, что не было никакого проекта замены лифтов. Закуплены они были на Могилевском заводе в Белоруссии по принципу «подешевле» неполнокомплектными. В новых лифтах использованы бывшие в употреблении детали, диагностику которых никто не проводил. Многие смонтированные лифты не имеют устройств переговорной связи между кабиной и лифтером. Буферные пружины на дне шахты находятся не на своих местах, грозя проломить пол, не дай бог, упавшей кабины лифта, вместо того чтобы смягчить ее падение. Кое-где старыми и ржавыми остались рамы противовесов. Это значит, что железяка может просто развалиться и тяжелые бетонные грузы выпадут прямо на кабину и тех, кто в ней находится.

Одно из вопиющих нарушений выявлено в ходе проверки на Уткинской, 30 - там устройство безопасности лифта заблокировано деревянной палкой. А неработающее устройство безопасности - самое страшное в любом лифте.

Он может поехать с открытыми дверями, как это случилось на Океанском проспекте, когда в своей коляске погибла семимесячная Ульяна Гаврилова. Еще двери шахты могут открыться, когда лифта напротив лестничной площадки нет. Так было однажды в доме на Некрасовской. Девушку, шагнувшую в пропасть шахты с шестого этажа, спасли длинная шуба и, наверное, чудо…

- Не хочется никого пугать, но эти лифты просто опасны, - говорит заместитель начальника отдела по надзору за подъемными сооружениями Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю Валерий АЛЕКСЕЕВ. - В данном случае нарушены права граждан на обеспечение безопасности, гарантированные законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». И ответственность за эти нарушения по закону несет владелец опасного производственного объекта, то есть муниципалитет. По крайней мере до момента выбора способа управления домом.

Однако городская администрация считает по-другому и игнорирует как требования федерального законодательства в области обеспечения безопасности, так и предписания Ростехнадзора об устранении нарушений. В итоге материалы о невыполнении требований нормативов переданы мировым судьям Ленинского района. На очереди - передача в суд административного материала о прекращении эксплуатации лифтов, не соответствующих нормам. Как выразился начальник названного отдела Сергей ВАЩЕНКО, пока не определился владелец общего имущества многоквартирного жилого дома и одновременно опасного объекта, все лифты, как бесхозные, должны стоять.

Ничья собственность?

Известно, что определились далеко не все. И крайний срок принятия решения постоянно откладывается. А пока…

Как прокомментировал заведующий отделом капитального ремонта жилого фонда Управления содержания жилищного фонда и городских территорий администрации Владивостока Владимир ПОДЛОЖНЮК, в законодательстве есть некоторый пробел…

- Ростехнадзор добивается того, чтобы муниципалитет зарегистрировал лифтовое хозяйство на себя. Однако последний в соответствии с новым Жилищным кодексом вообще не собственник жилфонда, - отметил Владимир Васильевич. - В силу закона лифты стали общедомовой собственностью. Но жильцы, еще не определившиеся со способом управления домом, соответственно, документально это не оформили.

Действительно, статья 36 Жилищного кодекса подтверждает, что «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе… лифты, лифтовые и иные шахты… а также механическое, электрическое и иное оборудование…».

- Однако сегодня сложилась ситуация, когда администрация Владивостока выделяет бюджетные средства на закупку и эксплуатацию лифтов, но вот брать ответственность за их использование почему-то отказывается, - сообщает свое мнение Сергей Ващенко.

В общем, дело-то, оказывается, не столько в безопасности, сколько в распределении денег…

Принципиальность бывает излишней

Сейчас готовится еще один муниципальный заказ на замену в городских многоэтажках крупной партии лифтов. По словам Владимира Подложнюка, на это выделено 50 миллионов рублей. Уже заключен договор с Карачаровским механическим заводом. И в конце августа первая партия из 20 новых лифтов будет установлена в жилых домах. Решение о замене, а не ремонте лифтов принято потому, что парк лифтов в городе старый. Между тем пригодность к безопасной эксплуатации лифтов старше 25 лет каждый год проверяет независимый инженерный центр. Деньги, выделенные на замену лифтов, планируется освоить до конца года. Неужели эти новые лифты опять станут головной болью подрядчиков, вызывая нарекания техинспекции, пугая народ и простаивая без дела?

Тендер на исполнение заказа выиграл тот же «Дальлифт», которому ко всему прочему переданы предписания об устранении выявленных нарушений в уже установленных лифтах. Директор предприятия Леонид ГРАЧЕВ со многими доводами Ростехнадзора не согласен.

- Технические работы по устранению недостатков должны быть закончены до 25 июля, - говорит он. К слову, из-за того несчастного случая с малюткой в коляске Леонид Николаевич заработал инфаркт. - Однако в целом предписания составлены с искажением фактов, подтасовкой документального подтверждения. Вопрос об их целесообразности еще будет рассматриваться. Но замечания должностного лица об угрозе безопасности, жизни и здоровью пассажиров преувеличены, не соответствуют действительному состоянию лифтов. Вообще все проблемы с нашими лифтами связаны скорее с бюрократизмом и системой излишней принципиальности некоторых инспекторов Ростехнадзора.

Сейчас нет ни одной организации, официально наделенной функцией регистрации лифтов в госреестре опасных производственных объектов. Официально отсутствует и эксплуатирующая организация. Лифты города Владивостока, по идее, должны быть остановлены как бесхозные. Доездились!

Справка «В» Во Владивостоке насчитывается 2770 лифтов. Самое плачевное состояние и больше всего неработающих лифтов в Первомайском районе. Более 30 процентов владивостокских лифтов выработало нормативный срок эксплуатации - 25 лет.

Автор: Вера Конюхова Александровна