Первый «Аллигатор» скоро полетит
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» приступила к сборке боевого вертолета «Ка-52» «Аллигатор», являющегося двухместной модификацией вертолета «Ка-50» «Черная акула». Сборка должна закончиться к концу года: в соответствии с правительственным задан
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» приступила к сборке боевого вертолета «Ка-52» «Аллигатор», являющегося двухместной модификацией вертолета «Ка-50» «Черная акула». Сборка должна закончиться к концу года: в соответствии с правительственным заданием кроме первого образца «Аллигатора» в этот же срок государственному заказчику должны быть сданы также три «Ка-50».
Характерно, что в Арсеньеве, где расположен завод «Прогресс», будет производиться неполный цикл работ по сборке: завершающий этап строительства «Аллигатора» пройдет в фирме «Камов», где также состоятся испытания новой для Российских вооруженных сил техники. Строительство планера для «Ка-52» едва ли способно осложнить своевременный ввод вертолета в строй, поскольку он отличается от уже освоенной в производстве «Черной акулы» (в 90-е годы «Прогресс» построил три вертолета «Ка-50», успешно использовавшиеся в Чечне и в кинематографе) лишь увеличенной до двух мест кабиной. Однако бортовое оборудование «Аллигатора», включающее новую систему управления огнем, пока еще проходит предварительные испытания и подлежит государственной аттестации. Именно сложность новейшего для отечественного военно-промышленного комплекса электронного оборудования «Аллигатора», собственно, и заставила ввести второго члена экипажа – оператора - в дополнение к пилоту. Концепция боевого применения состоит в том, что «Ка-52» в силу наличия «навороченной» системы целеуказания должен управлять огнем звена обычных, одноместных боевых вертолетов «Ка-50».
Напомним, что «Черная акула» не имеет аналогов в мировом вертолетостроении по целому ряду параметров, прежде всего по летным и огневым характеристикам – это единственный в мире боевой вертолет, «штатно» способный бороться с воздушными целями. К сожалению, он уникален и своим долгим путем от прототипа до полномасштабного серийного производства: «Ка-50» был создан еще в середине 80-х годов, но за прошедшие двадцать лет страна смогла закупить у арсеньевцев лишь три вертолета этой модели.
Лишь в прошлом году «камовцам» удалось добиться включения «Акул» и «Аллигаторов» в государственную программу вооружений российских ВВС до 2015 года, однако количество закупаемых машин арсеньевского производства ограничено 15 экземплярами. Между тем принятый в качестве основного боевого вертолета «Ми-28Н» «Ночной охотник» ростовского производства заказан в количестве трехсот экземпляров, чему немало способствует более удачное лоббирование данного проекта заинтересованными лицами в министерстве обороны. В целом возобновление производства «Ка-50» стало возможным во многом благодаря необходимости оснащения ими российских антитеррористических спецподразделений – «Акулы» и «Аллигаторы» более соответствуют задачам подавления локальных очагов терроризма, чем общевойсковой «Ночной охотник».
Следует отметить также, что «Прогресс» в производственной программе отнюдь не рассчитывает исключительно на госзаказ: в этом году в серию запущен легкий спортивно-пилотажный самолет «Як-54», который, как ожидается, будет представлен населению Арсеньева и гостям города в полете уже в августе этого года по случаю Дня воздушного флота.
Автор: Александр Карташов Анисимович