Сын Блюхера - Василий уцелел. И прожил под именем Адольф более 60 лет

Такое сенсационное заявление сделала жительница Ташкента Любовь Ленкова-Семенова после того, как прочла материал «У Антонины Харченко 70 лет назад появился «крестник» - сын Блюхера», опубликованный в газете «Владивосток» 18 января этого года.

20 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2178 от 20 июль 2007
9897f7d30cf8976b01c97b68719ad57e.jpg

Такое сенсационное заявление сделала жительница Ташкента Любовь Ленкова-Семенова после того, как прочла материал «У Антонины Харченко 70 лет назад появился «крестник» - сын Блюхера», опубликованный в газете «Владивосток» 18 января этого года.

Напомним, в статье речь шла о Глафире Безверховой, или Рафе, как ее звали близкие люди, третьей жене Блюхера (ей было 17 лет, ему 42, когда они поженились в Хабаровске и он привел Глафиру в свою шестикомнатную квартиру, занимавшую весь второй этаж элитного «командирского» дома на ул. Серышева, у подъезда которого постоянно дежурили три охранника). А также об их сыне Василине (первой родилась в 1933 году дочь - Ваира). Малыш появился на свет 21 февраля 1938 года, в канун Дня Советской армии, за восемь месяцев до ареста маршала. И бесследно исчез после того, как в ноябре 1938 года умер под пытками в Лефортовской тюрьме НКВД его отец, а мать Глафиру Безверхову спустя два месяца приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Она отбыла свой срок от звонка до звонка. В 1956 году ее реабилитировали так же, как самого Блюхера и членов его семьи.

В письме Глафиры Блюхер (от 1984 года), адресованном жительнице Владивостока Антонине Харченко (она некоторое время ухаживала в хабаровском роддоме за Глафирой и Василином), есть такие строки: «…судьба Василина после разыгравшейся трагедии, когда Блюхера расстреляли и над нашей семьей нависла беда, до сих пор неизвестна… Сын исчез, скорее всего его кто-то забрал, усыновил…».

Тайна семьи Семеновых

«Только перед кончиной отца мне сказали, что на самом деле он младший сын Блюхера», - так написала в газету «Владивосток» Любовь Ленкова-Семенова, инженер-гидролог, старшая из трех дочерей Адольфа Васильевича Семенова. Потом были долгие разговоры по телефону, не так давно она прислала подробное, на 12 страницах, письмо и несколько десятков семейных фотографий.

Сегодня, по прошествии почти 70 лет, в этой истории пока нельзя расставить все точки над «i». Тем более что судьбы людей, попавших в мясорубку НКВД, переживших годы репрессий, прошедших лагеря, сплелись в такой тугой узел тайн, недоговоренностей, «подтасовки» документов, развязать который очень непросто.

Страх, поселившийся в людях в те ужасные времена, оказался так велик, что многие из них унесли все, что знали, с собой, а некоторые решаются «открыться» только перед смертью…

Семью Семеновых связывала с маршалом Блюхером проверенная годами дружба. Василий Михайлович Семенов (год рождения 1906-й) прошел с ним Китай, когда «генерал Галин» был военным советником при Чан Кайши (1924 -1927 гг.), помогал создавать социалистическую армию Поднебесной. Позже, в Хабаровске, под опекой Семенова был катер командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армией, известно также, что он выполнял некоторые его особые поручения.

Любовь Семеновна (урожденная Бобровникова) знала Блюхера еще девчонкой, ее отец - Семен Бобровников во время Гражданской войны участвовал вместе с ним в совместных боевых действиях, возглавлял отряды южноуральских партизан (за героический 1500-километровый рейд армии этих партизан Блюхер в ноябре 1918 года был награжден только что учрежденным орденом Красного Знамени, позже он стал кавалером пяти этих наград). Спустя годы Любовь Семеновна стала одним из секретарей в аппарате командующего. Но главное (так, вероятно, распорядилась судьба), что на исходе зимы 1938 года она оказалась в роддоме вместе с Глафирой Блюхер, и 27 февраля, на неделю позже жены маршала, родила сына Валерия (в его метрике в графе «место регистрации» записано: «Хабаровск, Кировский райзагс НКВД». Рядом подпись - делопроизводитель Е. Кравченко).

Вскоре после ареста Блюхера и членов его семьи Семеновы перебрались из Хабаровска в село Троицкое Нанайского района. С двумя сыновьями: Адольфом и Валерием.

«Не знаю, был ли это поступок деда как друга Василия Константиновича Блюхера - решиться взять ребенка опального маршала, - пишет в своем письме Любовь Ленкова-Семенова, - или чье-то указание сверху. Но у бабушки, видимо, глубоко сидела обида и вечный страх за жизнь своих детей (еще одного сына - Александра она родила в 1954 году). Используя свои старые связи, бабушка всю жизнь «выкручивалась» с документами, занимаясь «бумажно-исправительными» хлопотами, спасая семью. Так, в свидетельстве отца было записано, что он родился 15 марта 1934 года в г. Хабаровске.

Пока мальчики подрастали, семья жила незаметно в глуши, где метриками никто не интересовался. В детстве их никогда не фотографировали вместе.

В 1958 году Семеновы перебрались в молодой металлургический город Алмалык Ташкентской области. Да так здесь и прижились. Надо признаться, отец всегда чувствовал, что мать его «недолюбливала» (хотя это не умаляет благодарности за все, что она сделала), а дед, как помнится, всегда был корректен, вежлив, со всеми доброжелателен и никогда не повышал голос. Это он перед смертью (его не стало 7 декабря 1981 года, бабушка пережила деда на 15 лет) сказал всю правду нашему родственнику, которому очень доверял, - Валентину Грызлову. И завещал одно: «Берегите Адика» - так звали отца родные. Когда не стало отца (он умер во сне 27 января 2000 года), дядя Валентин перед его гробом сказал мне: «Твой отец - сын Василия Константиновича Блюхера». А чуть позже сообщил, что несколько друзей Блюхера, те, кто уцелел и знал историю отца, всячески помогали Семеновым, один из них жил в Ташкенте. И находили немалое сходство в их облике.

Знаете, каким он парнем был…

«Отец всегда вспоминается мне как очень добрый, внимательный и совершенно бескорыстный человек, который мог порадоваться за другого, как за себя самого, - рассказывает в своем письме Любовь Ленкова-Семенова. - Родители для него всегда стояли на первом месте, и даже когда ему предложили высокооплачиваемую работу в другом городе, он отказался, отрезав: «Родителей не оставлю».


Наши родители поженились в 1958 году, когда мама - Нина Михайловна Колганова заканчивала педагогический институт в Комсомольске-на-Амуре (по специальности «математика», «физика»), а дружили они со школы. Сначала молодая семья жила в Хабаровске, а в 1961 году перебралась в Алмалык: как приехали в отпуск с чемоданчиком, так и остались. Здесь у родителей «исчезло» свидетельство о браке, у отца - паспорт. Как позже выяснилось, их забрала бабушка и вскоре отправилась в Хабаровск, она туда частенько ездила. Спустя некоторое время выправили новые документы. Мама, она живет сейчас со мной, призналась как-то, что всегда чувствовала: в семье Семеновых есть большая тайна.

Наш дом был открыт для «трудных» детей, вместе с мамой, которая всю жизнь работала в школе, они опекали ребят из неблагополучных семей. А на даче отец был настоящим Айболитом, лечил больных, брошенных и покалеченных людьми собак. Еще он всегда старался помочь соседям управиться с огородом.

Но самым большим увлечением его жизни была техника. После восьмилетки отец окончил Алмалыкский горно-металлургический техникум по специальности «эксплуатация и ремонт дорожных машин и оборудования». Он был прирожденный техник-механик и мог сделать все. Его очень ценили на работе (последние годы он трудился в «СредЦветметГазоочистке» главным механиком) и по-доброму звали папаней.

Отец своими руками собрал машину, а до этого первым его средством передвижения был немецкий 4-цилиндровый мотоцикл «СУНДАП», потом он подарил его своему другу-узбеку Рустаму, а тот, в свою очередь, отдал раритет для съемок кино, сейчас он числится в реквизите Узбекфильма.

Отличался отец и богатырским здоровьем, он даже к стоматологу ни разу в жизни не ходил. Была лишь одна проблема, которая, впрочем, никак не влияла на его самочувствие, - повышенное давление. Вообще он никогда не акцентировал внимания на себе. Жил для людей».

Вместо послесловия


Понятно, эта история, рассказанная со слов Любови Ленковой-Семеновой, ждет своего продолжения. Воспоминаний участников и очевидцев той поры (увы, их почти не осталось), новых документальных свидетельств. Дочь Адольфа Васильевича Семенова ищет людей, которые помогли бы ей до конца во всем разобраться.

Мы ждем ваших откликов, дорогие читатели. А тем временем редакция «В», вооружившись несколькими адресами: московскими, хабаровскими, владивостокскими, продолжит собственное расследование. О его результатах мы непременно сообщим.


Вот что писала о Василии Константиновиче Блюхере
в августе 1938 года во время боев с японцами у озера Хасан французская газета «Тан»: «В последние дни внимание всего мира было сосредоточено на одном человеке, который был отдален от своего правительства расстоянием в тысячи километров и чувствует на своих плечах бремя ужасной ответственности. Всеобщий мир зависел, возможно, от хладнокровия, которое сумел сохранять маршал Блюхер. Этот человек создан для исключительных положений. Его главные качества: смелость, упорство, организаторский талант, точность, исключительный авторитет. В трудный момент он всегда умел находить оптимальные решения».

Автор: Тамара Калиберова Николаевна