«Отель «Миллион долларов» - Америка под микроскопом

Вим Вендерс - не тот режиссер, чьи фильмы легко и уютно смотрятся под разжевывание попкорна и распитие дешевого отвратительного пива. Вим Вендерс - не тот режиссер, чьи фильмы подходят для милого домашнего просмотра всей семьей в субботний вечер после ужи

12 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2173 от 12 июль 2007
dd9c8900d94569b5e8164f4822de345f.jpg

Вим Вендерс - не тот режиссер, чьи фильмы легко и уютно смотрятся под разжевывание попкорна и распитие дешевого отвратительного пива. Вим Вендерс - не тот режиссер, чьи фильмы подходят для милого домашнего просмотра всей семьей в субботний вечер после ужина. Как же их смотреть, спросите вы? Неспешно, отвечу вам, и лучше, если вы заранее будете готовы к тому, что поймете, в чем соль, не сразу. Возможно, только положив диск обратно в коробочку, вы схватитесь за голову и скажете: «Блин! Так вот оно, оказывается, как!» - и вам тут же захочется вернуться к фильму, к каким-то эпизодам, пересмотреть их еще раз, уже улыбаясь, понимая, радуясь, наслаждаясь красотой - все фильмы Вендерса изумительно красивы!

Наверное, знатоки кино, если спросить, назовут самый известный фильм европейского по происхождению режиссера, снимающего в Штатах фильмы о Штатах, - «Небо над Берлином» (кстати, что-то вроде римейка этой картины известно каждому под названием «Город ангелов»).

«Отель «Миллион долларов» - тоже лента не из последних, получила в Берлине «Серебряного медведя» - приз жюри. В фильме четко прослеживается любимая Вендерсом тема ангелов. На этот раз ангела играет Мила ЙОВОВИЧ (а компанию ей составляют Мэл ГИБСОН, который, да простятся ему эти слова, отозвался о фильме так: «Оно скучнее, чем задница пса!», и Джереми ДЭВИС, так натурально воплотивший образ юродивого, что поневоле задумаешься, нет ли у актера русских корней).

Режиссер (давайте говорить - автор, так как перед нами несомненно авторское кино) собрал в кучку и гротеск, и европейскую иронию, и голливудский размах, и потрясающую операторскую работу, и очень хорошую музыку (саундтрек от Боно и U2) и щедро все это приправил собственным мифотворчеством. Да, он творит миф, не задумываясь о деталях, не желая кому-то нравиться, но в твердой уверенности, что его фильмы своего зрителя найдут. И что поразительно, они находят.

Расписывать сюжет «Отеля…» нет смысла. Достаточно сказать, что в нем точнейшим образом воплощены две исконно русские поговорки «Рыбак рыбака видит издалека» и «К чистому не пристанет». Да, там есть и детективная интрига, но не стоит принимать ее всерьез. Такие фильмы нужно смотреть как притчу, например. И полностью забыть о том, что лента снята в Голливуде. Иначе «Отель «Миллион долларов» не оправдает ваших ожиданий. А еще лучше его смотреть тем, кто хотя бы раз побывал на кинофестивальных показах и примерно представляет себе, что такое авторское кино и арт-хаус.

Говорить о лентах Вендерса сложно - потому что их либо любишь, либо нет, третьего не дано. Их невозможно объяснить - они и не претендуют на некую правдоподобность или на что-то, что могло бы случиться в реальности. И «Отель «Миллион долларов» - тоже.