В чем причина конфликта: в льготниках или в ценах на проезд?
Ветеран Великой Отечественной войны Зинаида КУЛАКОВА 11 мая этого года получила серьезную травму. В этот день утром Зинаида Федоровна после визита в поликлинику возвращалась домой. На остановке общественного транспорта «Покровский парк» она попыталась сес
Ветеран Великой Отечественной войны Зинаида КУЛАКОВА 11 мая этого года получила серьезную травму. В этот день утром Зинаида Федоровна после визита в поликлинику возвращалась домой. На остановке общественного транспорта «Покровский парк» она попыталась сесть в автобус маршрута №55д.
- У меня больные ноги, - рассказала Зинаида Федоровна. - Поэтому быстро подниматься не могу. Между тем водитель поторапливал: «Что корячишься?!». Не успела я ступить на первую ступеньку, как створки входной двери сомкнулись. Что было потом, не помню. Очнулась уже на сиденье.
Пассажиры автобуса оценили ситуацию и вступились за пожилую женщину. Резкую боль справа в спине она почувствовала уже дома. Родные помогли добраться до травмпункта № 1. В справке, которую выдали уже в госпитале УВД, значится - посттравматический ушиб грудной клетки справа.
Сообщение было передано во Фрунзенское РУВД. По факту причинения телесных повреждений было возбуждено дело по статье 116 УК РФ. Сама пострадавшая еще не знает, чем оно завершится. 76-летняя женщина получила серьезную травму, которая по сей день напоминает о себе. При этом сама пострадавшая утверждает, что подобные случаи не единичны.
- От стариков водители «убегают» как от бешеных собак, - с сожалением произнесла она.
Трудно сказать, насколько эта ситуация показательна, однако она может послужить эпиграфом к тому расследованию, что провели корреспонденты «В»
Сколько до времени «Ч»?
Начинается очередной этап «войны» водителей коммерческих автобусов и льготников. В листовке, распространенной накануне неким «коллективом пассажирского автотранспорта Владивостока», в качестве веских аргументов приводился пример, что каждый школьник имеет сотовый телефон, а оплачивает только половину от стоимости проезда. Не парадокс ли?
Будет ли отказано льготникам в предстоящий понедельник, 9 июля, в бесплатном проезде? Все меньше времени остается до назначенного времени «Ч». Корреспондент «В» решил узнать, как на самом деле обстоят дела.
Мы уже рассказывали читателям о том, что во Владивостоке с 9 июля льготникам будет отказано в бесплатном проезде; по крайней мере, такие «угрозы» появились в салонах коммерческих автобусов. Инициативная группа, которая именует себя «коллективом пассажирского автотранспорта Владивостока», уже распространила предупредительные листовки. Они призывают владивостокских транспортников провести бессрочную акцию протеста.
Президент Приморской ассоциации транспортников Игорь КРАВЦОВ:
- Я считаю, что эта акция протеста незаконна хотя бы потому, что требования необходимо предъявлять от имени организации и обязательно открыто. Приморская ассоциация транспортников не имеет ничего общего с этим шагом. Можно только предположить, что это личная инициатива водителей. Что касается предстоящей акции, то сейчас с водителями проводятся профилактические беседы. Им разъясняют, что подобные требования в данной ситуации предъявлять бессмысленно.
- На ваш взгляд, проблема льготников сегодня настолько остра? - задал вопрос корреспондент «В».
- Если бы за проезд льготной категории граждан выплачивалась компенсация в полном объеме, то и проблемы бы не возникло. В последнее время появилось очень много так называемых псевдольготников - граждан, которые пытаются проехать по поддельным или просроченным документам. Процедуры привлечения к ответственности за подобного рода нарушения пока не существует, да и сами водители не имеют полномочий изъять липовые удостоверения. Всегда найдутся обиженные, которые пожалуются на них.
- Как вы считаете, надо ли поднимать стоимость проезда или она приемлема?
- Безусловно, надо. Это нужно было сделать еще вчера и постепенно, чтобы не было шоком для населения. Я выскажу общее мнение, что на каждом маршруте должна быть дифференцированная оплата проезда: на коротких маршрутах она должна составлять 8, на средних - 10, а на протяженных - 15 рублей. Прежде всего это необходимо для того, чтобы можно было подготовить машины к зиме. В среднем в зависимости от возраста и изношенности автобуса его ремонт будет стоить от 1 до 5 тысяч долларов. (Для сравнения: покупка 30-местного автобуса обойдется в 25 тысяч долларов.)
Помимо этой существует ряд проблем, которые требуют незамедлительного вмешательства. Одна из них - протяженность. Ведь маршрут маршруту рознь. Среди них есть быстро окупаемые и нерентабельные. Последние открывали, когда еще не был изучен пассажиропоток. К таким можно отнести маршруты: 34, 44, 65, 78, 16ц и другие.
Руководитель ООО «Раннер» Игорь КОНЕВ:
- Никакого ажиотажа среди водителей нет. Они по-прежнему продолжают работать и осуществляют перевозку пассажиров. Все руководители компаний-перевозчиков заключили договор с администрацией города Владивостока и обязаны его исполнять. Все просьбы и пожелания мы будем обсуждать в следующем году.
Главное требование: «Монетизируйте льготы»
Корреспондент «В» провел анонимный опрос среди водителей. Из десяти респондентов один отказался отвечать на предложенные вопросы, еще трое пока решили занять нейтральную позицию и посмотреть, чем дело закончится, а остальные поддержат акцию протеста 9 июля. Мотивацией этого шага стало даже не требование повышения тарифов, а необходимость монетизации льготного проезда в городских автобусах. Этим шагом они добиваются пересмотра льготной политики, или, проще говоря, водители хотят, чтобы льготникам выдавали «живые» деньги, которыми они и будут рассчитываться за проезд в автобусах.
Мнения пассажиров, которые ежедневно пользуются услугами коммерческих автобусов, расходятся.
Татьяна ИВАНОВА:
- Я ежедневно добираюсь на работу и возвращаюсь домой маршрутом № 73. Я даже согласна, чтобы стоимость проезда поднялась, но не более 10 рублей.
Василий ПЕТРОВ:
- Я - житель Уссурийска. Мне даже сложно предположить, что в нашем городе может произойти что-либо подобное.
Мария Петровна:
- Мне кажется, что у водителей отношение к льготникам непримиримое. Я сама была свидетелем того, как при появлении инвалида с палочкой водитель на 3-й Рабочей закрыл дверь и уехал.
Больше всего меня удивил ответ жительницы Владивостока, которая назвалась Людмилой. Можно предположить, что в день рождения города у нее было просто хорошее настроение, но она подметила следующую закономерность: как только повышается стоимость услуги платного туалета, следом стоить ожидать подорожания проезда на транспорте. И если первая уже достигла отметки 10 рублей, то…
Администрация города от комментариев воздержалась, сославшись на то, что уже не раз высказывала свое мнение на этот счет.
А ситуация между тем парадоксальная - на самых высоких уровнях власть убеждает нас, что монетизация льгот - это благо. На муниципальном уровне мнение, похоже, другое.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА