В Висконсине хватает героев и без Ди Каприо. Чему можно поучиться на берегах Миссисипи?

Мегаполисы всех стран чем-то похожи. Конечно, и они имеют свою специфику, но небоскребы, общественный транспорт, уличная суета делают их порой не отличимыми друг от друга. Другое дело – периферия. Именно там можно ощутить национальный колорит, лучше понят

22 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2162 от 22 июнь 2007
eb14fc9c56774411e35317c4a7932afb.jpg

Мегаполисы всех стран чем-то похожи. Конечно, и они имеют свою специфику, но небоскребы, общественный транспорт, уличная суета делают их порой не отличимыми друг от друга. Другое дело – периферия. Именно там можно ощутить национальный колорит, лучше понять душу аборигенов. Корреспонденту «В» довелось несколько недель провести в американских штатах – Висконсине и Миннесоте. О том, как живут простые американцы, чему радуются и огорчаются, рассказывает цикл статей «Провинциальная Америка», который мы сегодня начинаем. Конечно, эти заметки субъективны – каждый по-своему видит жизнь чужой страны. Вполне возможно, что живущие там русские совсем по-другому поведали бы об этих штатах.

Два времени года

Помнится, в фильме «Титаник» герой Ди Каприо так расхваливал Висконсин, что возникали сомнения, не преувеличивает ли? Оказалось, все правда, ведь почти весь штат - заповедник, где стараются сохранить природу в ее первозданном виде. Безусловно, полностью добиться этой цели нереально - строятся дома, возводятся какие-то мелкие предприятия. Но на развитие серьезной промышленности наложено табу, поэтому и выскакивают к жилым домам то кролики, то лисы, вовсю щебечут птицы, а на дорогах машины нередко сталкиваются с оленями.

Дороги в Ла Кроссе, одном из городов Висконсина, в отличном состоянии, хотя платных нет, содержатся они на бюджетные средства. Мест в автобусах хватает, ведь народ предпочитает пользоваться личными автомобилями. Многие не хотят, чтобы близко от дома курсировал общественный транспорт - это мешает получать удовольствие от прогулок на мокиках и велосипедах. К мнению налогоплательщиков прислушиваются.

Несмотря на то, что зима в Висконсине длится долго, порой бывают сильные морозы и снег, проблем у автолюбителей не возникает. При этом популярна шутка о том, что в штате два времени года - зима и реконструкция дорог. За свои деньги налогоплательщик вправе потребовать от администрации немедленного устранения неудобств. Это, правда, процесс взаимный. Разносчиков заразы - крыс - здесь, к примеру, нет потому, что им нечем питаться - за выброшенный в ненадлежащем месте мусор придется заплатить штраф. А вот с комарами борьба продолжается, хоть и требует администрация штата не создавать для них питательную среду, то есть не выбрасывать старые автомобильные покрышки и не допускать застоя воды в водоемах.

Центр мироздания

Мэр Ла Кросса Марк Джонерад убежден, что американцы совершают ошибку, считая свою страну центром мироздания. «Для того чтобы мои соотечественники стали думать по-другому, необходимо активнее развивать международные связи», - говорит он. При этом Марк не скрывает, что безмерно счастлив жить в Америке, тем более быть мэром города, который находится на 8-м месте среди «стотысячников» по безопасности проживания и недавно занял 4-е место как самый зеленый город США. А еще Ла Кросс назван 15-м городом, где созданы лучшие условия для занятий бизнесом.

Небольшой городок производит сильное впечатление, здесь с каждой возвышенности открывается удивительный вид на Миссисипи, здесь красивые скверы, ухоженные поля для гольфа - в общем, рай, который привлекает туристов. Они, в свою очередь, приносят городу неплохой доход. Туризм, медицина и образование - градостроительные составляющие Ла Кросса.

Может быть, должность мэра в таком случае просто синекура? Честно говоря, по сравнению с Владивостоком так оно и выглядит. Однако Марк проводит на работе по 12 часов в день, в отпуск может уйти только на две недели, потом труба вновь зовет. А ведь у него пятеро детей и еще ферма, на которой мэр разводит коров и таким образом борется с накапливающимся стрессом. При этом он говорит, что в кресле градоначальника чувствует себя комфортно, выполняя своего рода функции исполнительного директора. «Неужели к вам кто-то с жалобами приходит?» - спросила. Марк удивился: «А как же? Один считает, что мусор плохо убирается, дороги в ненадлежащем состоянии. Другой возмущается, что ни за что платит налоги. Третий… В общем, проблем хватает». Тебе бы наши заботы, мелькнула у меня при этом вполне нормальная мысль. По крайней мере 12 долларов из 27 налога на каждую тысячу стоимости жилья остаются в Ла Кроссе, поровну всем городам отстегивает штат, плюс какие-то окружные деньги, плюс учебные заведения делятся. В общем, бюджет Ла Кросса в год - 66 млн. долларов (при населении в 52 тыс. человек). Впрочем, мы хорошо знаем, что любые деньги можно разворовать, было бы желание.

Кстати, в этом городке нет даже самостоятельного отдела здравоохранения, он один на округ. Зато есть три университета, где обучаются 15 тысяч студентов, многие - приезжие, большинство - девушки, ведь один из вузов готовит медицинских сестер с высшим образованием. Значит, нужно думать об условиях для культурного отдыха молодежи. Другая головная боль мэра - выходцы из мусульманского мира, которые учатся в городе. Как адаптировать их к американскому образу жизни, как создать для них рынок рабочих мест?

С одной стороны, в Ла Кроссе благодать - уровень безработицы меньше 4 процентов, большинство жителей имеет высшее образование, есть хорошие места для работы, тем же, кто ее потерял, штат и федеральное правительство выплачивают приличную компенсацию.

С другой стороны, в городе, вытянувшемся на 12 миль вдоль Миссисипи, очень мало свободных площадей для развития какого-то разрешенного (при сохранении экологии) производства, после окончания университета многие уезжают, чтобы получить диплом врача, а не медсестры с высшим образованием, хотя и эта профессия престижна и хорошо оплачивается. Проучившись в другом месте еще четыре года, большинство молодых людей не возвращается, что ведет к старению населения. Кроме того, здесь нет понятия многодетной семьи. Хочешь - рожай, чтобы потом было много внуков, которые, несомненно, радость. Но без серьезной государственной поддержки все больше юношей и девушек откладывают решение демографической проблемы, даже мэр им не пример.

Среди врачей преобладают люди среднего и старшего возраста, они предпочитают работать лет до 70 и дольше, ведь на получение этой специальности уходит 10 лет, по-настоящему зарабатывать они начинают только к 40 годам. Да и другие специалисты решают трудиться до 65 (и мужчины, и женщины) - именно после этого возраста они имеют право на пенсионные льготы. Безусловно, стареющий город - это плохо, потому и болит голова у мэра.

Из-за всех этих проблем недавно выпустили специальный рекламный СD, рассказывающий об экономике города и его красотах, слоган которого: «Великая река, потрясающий город!». Кроме того, мэр старается, по его выражению, почаще засвечиваться в СМИ: «Ведь я в их власти».

Оранжевая роба

Идеального общества быть не может. Вот и в Ла Кроссе есть тюрьма. Правда, не для особо опасных преступников, а для тех, кого наказали примерно на годик, так сказать, для острастки.

Сюда, наверное, недаром нас привели на экскурсию - есть чем гордиться. В просторном холле поступившего регистрируют, делают цифровое фото, снимают отпечатки пальцев, и все это отправляют в базу данных - компьютеры в каждом кабинете. Со склада будущий «сиделец» выходит уже в оранжевой униформе, которая хорошо просматривается на экранах мониторов. Здесь нет ни ключей, ни отмычек. Любой участок просматривается так хорошо, что инспектор, сидящий за пультом, со своего поста открывает нужную дверь или включает лифт. Камеры на 1-3 человек сконцентрированы в блоки, двери каждой выходят в общую комнату со стеклянной стеной - наблюдающий видит все, а преступник - нет. В камере днем находиться нельзя, вот мы и рассматривали жизнь «зазеркалья» без помех. Одни играли в карты, другие читали, третьи бегали, чтобы не потерять форму. Но и спортивный зал у них совсем не плох, туда по расписанию приводят. Заключенные могут бесплатно звонить своим адвокатам, а за деньги - родственникам. Их прилично кормят, в сутки должно быть не меньше 2900 килокалорий. Поэтому мы видели, как на кухне пекут кексы, готовят ростбифы и разливают по стаканам яблочный сок. При всей этой роскоши, как и у нас, сотрудникам приходится бороться с авторитетами, ограждать от насилия молодежь, наказывать за драки.

Создалось впечатление, что такие райские условия не слишком помогают исправиться. И капеллан с ними душевные беседы ведет, и культурные мероприятия организуются, а они не перевоспитываются - многие возвращаются в эту тюрьму не по одному разу. Потом могут и в тюрьму в Ваупоне попасть, где содержатся опасные преступники. Чтобы побывать там, членам нашей группы пришлось пройти строгий контроль и поставить на руку штамп, который при каждом переходе от отделения к отделению необходимо было подставлять под инфракрасные лучи.

Объятия школьной учительницы

Все американцы, с которыми довелось беседовать, обязательно говорили - мол, так делается в нашем штате, так поступаю именно я, в другом месте все может быть по-другому.

Учительница Джулия, например, рассказала, что в их школе, несмотря на отсутствие формы, ученикам не разрешают ходить с голыми животами, с пирсингом, в слишком коротких шортах и вызывающе расписанных футболках. А если не послушается ребенок? «Тогда я обниму его и шепну на ухо, чтобы переоделся, - ответила Джулия. - Если в шкафчике ничего подходящего нет, попрошу позвонить родителям, чтобы привезли». А если опять не послушается? «Вот этого уже не может быть, потому что каждый ученик знает, что последует звонок домой, разборки будут серьезными». Между прочим, сами учителя в этой школе, заплатив доллар в общественную кассу на нужды учеников, имеют право раз в месяц прийти на занятия в джинсах.

Другая школа Ла Кросса напоминает скорее домашний очаг, а не учебное заведение для 300 ребятишек от 5 до 10 лет. Здесь вместе учатся здоровые и инвалиды - колясочники, плохо слышащие и видящие, эмоционально неуравновешенные. У всех равные права, всем необходимо получить образование.

Классы большущие, светлые, оборудованные всем необходимым. На переменах можно побегать в громадном дворе с такими же детскими площадками, какие построены сейчас во Владивостоке. Совсем недавно правление школы инициировало референдум - жители города решали, собирать ли деньги на реконструкцию старого здания школы. Единогласное «да» привело к тому, что немного увеличился налог на недвижимость.

Об этой школе можно рассказывать долго - о коврах на полу, сидя на которых так удобно слушать учительницу, о роскошных компьютерных, музыкальных, художественных классах, о беспроводных микрофонах для педагогов, помогающих им не напрягать голос… Узнав, что в школу пришли русские, учительница сразу сделала «врезку» в урок - повесила географическую карту и показала второклассникам, где находится Владивосток.

Эта школа, как и другие, лишь на 5 процентов финансируется из федерального бюджета. Основное бремя ложится на бюджет штата и города. Так что и это забота мэра. Ведь школьников положено хорошо кормить, следить за их здоровьем и обеспечивать бесплатными учебниками, а также транспортом.

Дышать надо чистым воздухом

Задачи отдела здравоохранения округа по сравнению с проблемами нашего управления могут показаться смешными, так как он напоминает скорее российскую санэпидемстанцию. Цель проста - надо, чтобы все пили чистую воду, дышали чистым воздухом, чтобы бросали курить, не злоупотребляли алкоголем, старались следить за своим весом, а женщины кормили новорожденных грудью.

Может быть, это и выглядит не очень серьезно с нашей колокольни, но для американцев такие «мелочи» чрезвычайно важны. Отдел здравоохранения, например, активно сотрудничает с журналистами, считая, что именно они могут воздействовать на население, прививая привычку к здоровому образу жизни. Да и «язвы общества» корреспонденты могут так осветить, что борьба с ними станет задачей всех здравомыслящих людей. Между прочим, именно этот отдел добился того, что жители перестали выливать в канализацию старые микстуры, которые потом попадали в Миссисипи (знали бы они, что выливается в наш Амурский залив!). А еще они строго следят за тем, чтобы никто самостоятельно не сжигал мусор, поскольку от этого могут развиться астма и прочие заболевания.

Нелепо экстраполировать их опыт в наши реалии, но, честно говоря, жить в удивительной чистоте, свободно дышать и пить воду из крана очень приятно.

Вот такими и другими заботами наполнен день мэра Ла Кросса. В общем, американцы люди как люди, каждый с собственными тараканами в голове, как и мы. Доброжелательностью, добродушием, погружением в серьезные и не очень проблемы они очень похожи на жителей России. Только душевного спокойствия в них все-таки больше. Конечно, это обусловлено другими условиями жизни, устоявшейся - без обвальных кризисов - экономикой. У них многому можно поучиться, столько же разумнее отвергнуть. Но об этом - в следующий раз.

Владивосток – штат Висконсин
Продолжение в следующем номере «В»

Автор: Галина Кушнарева Михайловна