Политический вопрос для суда присяжных
Буквально в конце прошлой недели Приморский краевой суд распространил информацию - согласно заявлениям подсудимых Александра ФЕДОТОВА и Константина ДОЛГОВА - двух основных фигурантов в деле об убийстве Дмитрия ФОТЬЯНОВА, дело рассмотрит суд присяжных, а з
Буквально в конце прошлой недели Приморский краевой суд распространил информацию - согласно заявлениям подсудимых Александра ФЕДОТОВА и Константина ДОЛГОВА - двух основных фигурантов в деле об убийстве Дмитрия ФОТЬЯНОВА, дело рассмотрит суд присяжных, а заседание будет закрытым.
Суд присяжных - всегда шанс для подсудимых получить вердикт «не виновны». Шанс маленький, но все-таки он есть. Если грамотно указать на ошибки следствия, на то, что неправильно указаны мотивы убийства, что доказательства собраны незаконно, появляется лазейка для того, чтобы если не уйти от ответственности, то хотя бы затянуть рассмотрение дела на годик-другой. А там, глядишь, и резонанс от убийства поутихнет, и острота спадет.
Да, политика в Приморье всегда была вещью довольно «адреналиновой» и опасной, но никогда еще кандидатов в мэры не расстреливали средь бела дня возле собственной общественной приемной. Цинизм преступления демонстрировался исполнителями без стеснения: расстрел, бегство, сожжение автомашины и стволов через два квартала от места происшествия. Все как в голливудском боевике. С той разницей, что смерть настоящая, стволы настоящие и пожар настоящий. Исполнители убийства наглядно показали, что в Приморье чем дальше населенный пункт от Владивостока, тем меньше в нем реального правосудия и тем больше - действий а-ля «судья Линч».
Репрессивная машина государственных органов в лице милиции и прокуратуры моментально включилась на всю мощность после убийства Фотьянова. Сначала, по традиции, нашли виноватых - начальник городской милиции со сверхъестественной скоростью ушел на пенсию. Потом на дальнегорскую территорию высадился десант силовиков из Владивостока, чуть позже начались аресты людей, которые, по мнению следствия, были причастны к убийству Фотьянова.
Но чем больше раскручивалось это дело, тем более становилось понятным: еще чуть-чуть - и забуксует. И дело тут не в качестве следствия, а в том, что на севере Приморья давно уже существуют две реальности. Одна - официальная, другая - «подводная». В этой второй, скрытой, реальности, есть множество «течений», «культурных наслоений» и традиций, не учитывать которые нельзя. Организаторы и исполнители убийства, оказывается, имели большие и серьезные трения с Фотьяновым. Трения эти складывались годами, переросли в откровенную вражду, но никто из местных силовиков даже не попытался накануне выборов, обещавших быть весьма жаркими, как-то разрядить обстановку. Поэтому несколько бравых местных ребят разрядили два автомата в грудь кандидата в мэры.
И вот теперь все эти «подводные камни» будут озвучены подсудимыми перед присяжными со всей неприглядной откровенностью. И если судья выслушивает такое с профессиональной невозмутимостью, то присяжные - обычные люди, которых государство обязывает выполнять свой долг по вынесению вердиктов, могут и дрогнуть. Мол, под судом находятся едва ли не Робин Гуды. И тогда сработает тот самый ничтожный шанс спастись от пожизненного заключения, который дает вердикт суда присяжных. Посмотрим, что окажется сильнее - закон или политика?
Автор: Александр Огневский Владимирович