Локомотивы до Владивостока доведут

Официальным поводом для посещения Владивостока президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром ЯКУНИНЫМ стало участие в совещании, которое в субботу провел в администрации Приморского края губернатор Сергей ДАРЬКИН. Неофициальным мог бы стать матч

19 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2159 от 19 июнь 2007
e4d2741ab4e786cf126987ddba8329e7.jpg

Официальным поводом для посещения Владивостока президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром ЯКУНИНЫМ стало участие в совещании, которое в субботу провел в администрации Приморского края губернатор Сергей ДАРЬКИН. Неофициальным мог бы стать матч между «Лучом» и «Локомотивом», прошедший в субботу же. «У нас с Сергеем Михайловичем нет разногласий ни по одному вопросу, за исключением спортивных: он болеет за свою команду, а я не менее горячо болею за свою. Но хотя во время матча мы по разные стороны барьера, это не мешает нам быть по одну сторону в бизнесе», - признался Якунин за несколько часов до матча. Впрочем, на футболе глава РЖД (в отличие от губернатора) замечен не был. Может, поэтому «Локо» и проиграл?

Железная дорога к храму

Приезд во Владивосток стал для Якунина финальной точкой в протяженном (по крайней мере, географически) дальневосточном турне. Еще в четверг он инспектировал Забайкальскую железную дорогу в Чите (на этот день выпало двухлетие работы Якунина на посту главы РЖД), в пятницу - штаб-квартиру Дальневосточной железной дороги в Хабаровске, а к субботе добрался и до приморской столицы. Интересы Владимира Якунина на Дальнем Востоке не ограничились железнодорожной и спортивной сферами. Ведь в одной из своих ипостасей Владимир Иванович - председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Поэтому в Хабаровске он принял участие в торжественном открытии храма святой преподобной мученицы Великой княгини Елизаветы, а во Владивостоке субботним утром посетил храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия детской православной гимназии, что на Бородинской.

Охват Якуниным столь широкого круга вопросов (заметим, что и совещание было посвящено развитию не сугубо железной дороги, а - «транспортного комплекса» Приморья) не может не навести на некоторые соображения, уже давно гуляющие по страницам российских СМИ. Мы имеем в виду то, что Якунина наряду с «тяжеловесами» Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ и Сергеем ИВАНОВЫМ, «полутяжами» Сергеем ЧЕМЕЗОВЫМ, Дмитрием КОЗАКОМ и Сергеем НАРЫШКИНЫМ, а также многочисленными «средневесами», среди которых - Сергей СОБЯНИН, Валентина МАТВИЕНКО, Алексей ГОРДЕЕВ и другие, уже успели записать в возможные «преемники» президента Владимира ПУТИНА. А почему нет? И питерский он, и вроде бы даже в разведчиках побывал, и с Путиным знаком, причем достаточно тесно, еще со времен собчаковской мэрии. Впрочем, гадать о преемнике - дело бесполезное, поэтому вернемся лучше к нашим приморским проблемам.

Халва и начальники транспортного цеха

Совещание по развитию транспорта в Приморье прошло в закрытом режиме. Помимо самих Сергея Дарькина и Владимира Якунина в нем приняли участие представители «реального сектора» приморской экономики, железнодорожный истеблишмент, вице-губернаторы Приморья и даже командующий ТОФ адмирал Виктор ФЕДОРОВ. Выступлений в повестке значилось три: начальник ДВжд Михаил ЗАИЧЕНКО доложил о выполнении программы развития железных дорог в Приморье, главный инженер ДВжд Владимир КРАПИВНЫЙ - о развитии в крае скоростных пригородных пассажирских перевозок, а директор ОАО «ДНИИМФ» профессор Ярослав СЕМЕНИХИН - о перспективах приморских портов. Судя по словам Сергея Дарькина на последовавшей пресс-конференции, итоги совещания - самые позитивные.

Но, видимо, разговор был откровенный - на эту мысль наводят слова, сказанные Владимиром Якуниным в самом начале (в ходе так называемой протокольной съемки, когда прессу ненадолго пустили на совещание): «Давайте не будем делать установочных докладов, а сразу конкретно и прагматично поговорим об увеличении транспортировки грузов на запад… Сегодня мы проигрываем из-за разобщенности и отсутствия консолидированной государственной политики. Нужно договориться о том, как будут происходить бизнес-процессы». Глава РЖД даже упрекнул в неспортивном поведении отдельно взятые дальневосточные порты, повышающие расценки на свои услуги, и вспомнил известное изречение ходжи Насреддина о том, что сколько ни говори «халва» - во рту слаще не станет.


Официальные результаты совещания озвучил губернатор Сергей Дарькин: «Мы подписали соглашение о начале проработки вопроса о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Владивосток - Артем - Уссурийск, чтобы люди могли добираться на работу из Уссурийска во Владивосток и обратно в течение часа. Это мировая практика, современнейший проект, который позволит нам экономически объединить три города и создать на юге Приморского края городскую агломерацию с населением более 1 млн. человек. Думаю, в ближайшее время мы с Владимиром Ивановичем создадим рабочую группу и посмотрим, как будем реализовывать этот проект. Это объективно нужно делать, и я думаю, что государство нам поможет». Запуск скоростной электрички может стать первым этапом в создании южноприморского мегаполиса, о чем приморский губернатор говорил уже не раз. Заявленная численность населения 1 млн. человек, однако, вовсе не означает приток переселенцев: это практически сегодняшнее население трех названных городов и лежащих на этой же линии поселков.

Второй итог совещания - решение создать при краевой администрации координационный совет, в который войдут все транспортные компании, работающие на территории Приморья (Владивостокское отделение ДВжд, порты, логистические центры, экспедиторы, стивидоры, возможно, и летчики). По словам Дарькина и Якунина, стоит задача к 2020 году увеличить грузооборот Приморья втрое - с нынешних 45-50 млн. тонн до 140-150. «Как сегодня признали все стороны, вот этого координирующего центра и не хватает», - добавил губернатор Дарькин.

Кто купит торговый порт?

Накануне визита Владимира Якунина в Приморье высказывались предположения, что в планах главы РЖД - покупка крупного пакета акций Владивостокского морского торгового порта у Магнитогорского металлургического комбината. Дело в том, что в начале июня президент группы компаний «Промышленные инвесторы» Сергей ГЕНЕРАЛОВ сообщил на пресс-конференции во Владивостоке, что Магнитка «проводит что-то вроде неофициального тендера» по продаже этого пакета и что это предложение рассматривают сами «Промышленные инвесторы», а также ОАО «РЖД», Evraz Group и «Северстальтранс». Однако в субботу Владимир Якунин открестился от слухов: «Сергея Владимировича я не просил выступать от имени РЖД. Мы не рассматриваем пока никаких покупок в ВМТП».

В то же время определенный интерес к порту у Якунина, безусловно, присутствует: «Правдой является то, что мы с администрацией края и «Русской тройкой» (ЗАО, созданное на паритетных началах ОАО «РЖД» и ОАО «ДВМП». - В. А.) рассматриваем вопрос о создании в порту контейнерного терминала приблизительно на 100-140 тысяч контейнеров. Наша дочерняя компания будет участвовать в стивидорной деятельности в порту. Мы же являемся девятипроцентными владельцами порта Владивосток и через наличие этого пакета будем стараться выстроить с портовиками стратегию развития порта и железной дороги как единого комплекса. Других интересов в портовой деятельности, кроме выработки сквозного тарифа на доставку грузов, особенно транзитных, у нас нет».

Строительство на территории ВМТП нового контейнерного терминала должно начаться уже в 2007 году.

Автор: Василий Авченко Олегович