Регион спасут транспорт и вера
Сегодня в Хабаровске пройдет открытие построенного заново Елизаветинского храма, которое по времени совпадает с рабочим визитом на Дальний Восток председателя ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, обсудившего с представителями регионов персп
Сегодня в Хабаровске пройдет открытие построенного заново Елизаветинского храма, которое по времени совпадает с рабочим визитом на Дальний Восток председателя ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, обсудившего с представителями регионов перспективы развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. Воля руководства государства, развитие транспортной инфраструктуры наряду с возрождением православия на сегодняшний день являются ведущими факторами развития Дальнего Востока России.
Потенциал развитияИсторически Дальний Восток всегда развивался благодаря развитию железной дороги – Транссиба и продвижению православия на Восток. Развитие восточных территорий России и создание развитого региона с выходом на международное сотрудничество со странами АТР на сегодня является одной из главных задач, от которых зависит развитие всей страны. Россия заинтересована в более тесном сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, являющегося центром экономической и политической активности в ХХI и последующих веках. И если Дальний Восток рассматривается как передовой рубеж взаимодействия со странами АТР, регион, использующий передовые и наукоемкие технологии, то на повестку дня встают вопросы социальные, прежде всего увеличения населения.
Сегодня малоизученный север Хабаровского края по природно-ресурсному потенциалу – это второй Урал, а Приморский край – уникальный транзитный регион с незамерзающими портами, логистический узел. Привлекая современные технологии и инвестиции Японии и Кореи и избыток рабочей силы Китая, Северной Кореи, Вьетнама, можно получить мощнейший импульс развития, который не снился ни одному региону мира.
Усилиями только региональных властей такой проект реализовать нельзя. Нужна долгосрочная государственная программа. Федеральный центр находится в режиме ожидания инициатив и проектов от регионов и снисходительно «журит» их в связи с отсутствием масштабных проектов. Ас другой стороны, сам центр пока таких проектов не видит и не предлагает. Но не все безнадежно. Тот факт, что президент России практически ежегодно посещает Владивосток и регионы ДВФО, все чаще здесь бывают министры и проводятся масштабные встречи, – все это свидетельствует о накоплении этой воли. Начнется реализация крупных российских проектов, и приток капитала повлечет за собой оживление миграционного потока. И увеличение численности населения региона произойдет только при таком варианте развития экономики.
Демографический ресурс – один из главныхДальневосточный федеральный округ занимает площадь 6,2 млн. кв. км, что составляет почти 40 процентов всей российской территории, что сопоставимо с такими странами, как США, Китай, Канада, Бразилия, Австралия. Территория Европейского союза на треть меньше российского Дальнего Востока. С другой стороны, в регионе проживает лишь 6,7 млн. человек, что меньше населения только одной Москвы. То есть «среднестатистически» на каждого дальневосточника приходится примерно по одному квадратному километру, тогда как в сопредельных странах на такой же площади проживают: в трех северо-восточных провинциях Китая – 134 человека, в двух Кореях – 326 человек, а в Японии – 337. Представим, что речь идет о равных по площади национальных квартирах, где в одной проживает один человек, а в других – больше ста. Как на нас должны смотреть наши соседи? При этом важно помнить, что с 1991 года население Дальнего Востока сократилось почти на полтора миллиона человек. Это все равно, что с карты региона исчезло население Хабаровского края! По расчетам экспертов, до 2010 года население Приморья сократится еще на 50 тысяч человек. И это при том, что сокращение населения в Приморье меньше, чем в большинстве других краев и областей Дальнего Востока. Для человека, который стремится связать свою судьбу с регионом, важно понимать, что его решение совпадает с долгосрочными стратегическими интересами государства. Он хочет быть уверен, что, приехав сюда либо не уезжая отсюда, его потенциал будет востребован региональным сообществом.
Широкое привлечение мигрантов из других регионов России и зарубежья является важнейшим условием развития Дальневосточного федерального округа РФ. В этом отношении ключевая роль принадлежит Приморскому краю, выгодно расположенному на юге Дальнего Востока России. Другой немаловажный ресурс – повышение рождаемости «коренного» населения, это сегодня и одна из государственных задач, определенных президентом Владимиром Путиным.
Планы развитияДля реализации функции «плацдарма развития» необходима разработка инновационных региональных проектов, включающих инфраструктурное обеспечение территорий – энергетику, транспорт, связь, водные ресурсы, жилье, образование, медицинское обслуживание и другие, создание новых перспективных поселений. Это должно обеспечить лидерство региона в налаживании сотрудничества российских субъектов федерации и территорий стран АТР.
Сегодня Приморье может позиционировать себя в качестве «ворот в АТР», используя не только выгодное местоположение и возможности сложившихся отраслей, но прежде всего целенаправленно укрепляя основы российской полиэтничной культуры, опирающейся на православие, наращивая творческий потенциал населения региона на основе межкультурного и межрегионального общения. По оценкам специалистов, на сегодняшний день именно «гуманитарный» ресурс в крае и регионе является одним из ключевых: это прежде всего потенциал всечеловечности российской культуры, сформированный под влиянием Русской православной церкви, это квалифицированные кадры, а также научные, образовательные и культурные центры, имеющие опыт в области налаживания различного рода межкультурной коммуникации; это разветвленные сети трансграничных и межрегиональных связей, наработанные за всю историю края и поддерживаемые коллективной памятью различных групп.
Гуманитарный и духовный ресурс как «ключ» к возрождению регионаЭти предпосылки позволяют вести речь о создании во Владивостоке на базе действующих научно-образовательных и культурных учреждений, интеллектуальных сетей и миграционных потоков, при поддержке РПЦ и других традиционных конфессий своего рода «корпорации знаний», обеспечивающей участие России в формировании единого коммуникативного пространства Северо-Восточной Азии – перспективной зоны международного взаимодействия и экономического соразвития. Наращивание интеллектуального потенциала в диалоге со специалистами из европейской России и зарубежья открывает перспективу превращения Владивостока в международный консалтинговый центр по обслуживанию обширного спектра связей по линии Европа – Азия – Америка, специализирующийся прежде всего в сфере обеспечения управления на стыке азиатской и европейской культур.
Вместе с тем, новаторский характер перечисленных задач требует сомасштабного организационного, научно-исследовательского и инновационно-образовательного обеспечения. Во многом этому способствуют Ассоциация поддержки развития человеческих ресурсов и Институт миграционной политики ДВГУ. Серьезным шагом в данном направлении эксперты считают создание Международного центра кросс-культурного развития, предусмотренного «Целевой программой развития культуры Приморского края на 2006-2010 гг.» и предназначенного для решения широкого круга межэтнического взаимодействия. Главные из них – развитие культурного сотрудничества со странами-соседями и защита российской идентичности.
Важнейшим инструментом координации сил в указанном направлении могут стать специальные программы регионального, окружного и федерального уровней. Поэтому сегодня рассматривается возможность разработки Федеральной целевой программы управления этнокультурным наследием Дальневосточного федерального округа, концентрирующей внимание прежде всего на проблемах зоны российско-китайского пограничья как территории постоянного культурного обмена. Такие проекты, как проект приграничного торгово-экономического комплекса «Пограничный – Суйфэньхэ», который должен заработать в ближайшее время, будут способствовать этому. Также планируется разработка Региональной программы сохранения, комплексного развития и использования этнокультурного наследия во взаимодействии с Законодательным собранием Приморского края и при поддержке Русской православной церкви и других конфессий. «Я убежден, что только духовное развитие общества, защита русской самобытности и продвижение православия помогут развитию региона, это очень серьезный и пока не в полной мере оцененный ресурс, от которого зависит развитие Дальнего Востока наряду со скорейшим развитием разветвленной сети железных дорог», – сообщил депутат Законодательного собрания Приморского края, предприниматель и меценат Геннадий Лысак.
Сегодня, когда развиваются духовная и транспортная составляющие, необходимы системные решения государства по решению проблем дальневосточников и развитию территории нашего региона, которые могут состояться уже в ближайшем будущем.
Автор: Павел ЖУРАВЛЕВ