Квартирное «дело» таксиста Гринева

24 апреля в Первомайское РУВД Владивостока поступило заявление от Натальи Я., которая жаловалась на действия родного брата - таксиста Виктора Гринева. Женщина обвиняла родственника в том, что он напал на ее сына (получается, своего племянника) с ножом с ц

29 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2149 от 29 май 2007
3dec5bbd93a1b1efea6a91e6f125fc48.jpg


Уголовных дел по статье 119 УК РФ (угроза убийством) в любом районном управлении внутренних дел насчитывается с избытком. Статья не очень тяжкая, расследуется довольно легко, в суде рассматривается быстро. Как правило, фигуранты таких уголовных дел становятся подсудимыми из-за пристрастия к алкоголю: пригрозил соседу, помахал для острастки ножом - и все, получите два-три года условного срока. Но это - классическая ситуация. Другое дело, если подозреваемый - близкий родственник потерпевшего и далеко не ангел: имеет в прошлом судимости и на путь исправления встал относительно недавно.

Тут исход может быть похуже: тип опасный, без изоляции от общества на пару лет суд может и не обойтись. И хотя все вроде бы очевидно, в виновности такого подозреваемого могут возникнуть сомнения. Особенно если на кону - трехкомнатная квартира во Владивостоке, чья цена уверенно переваливает за 70 тысяч долларов.

Ставка больше, чем жилплощадь

24 апреля в Первомайское РУВД Владивостока поступило заявление от Натальи Я., которая жаловалась на действия родного брата - таксиста Виктора Гринева. Женщина обвиняла родственника в том, что он напал на ее сына (получается, своего племянника) с ножом с целью убийства. Милицейская картотека бесстрастна: согласно имеющимся данным информцентра УВД ПК гражданин Гринев действительно семь раз судим. В сумме отсидел 24 года - примерно половину жизни. Отдел дознания, исходя из заявления, свидетельских показаний родственников и личности подозреваемого, тут же возбудил уголовное дело по той самой ст. 119 УК РФ. Но у, казалось бы, очевидного уголовного дела, как выясняется, есть «двойное дно» - родственники делят квартиру.

Дело в том, что сам Гринев, его мать Тамара М. и сестра с 25-летним сыном живут в одной квартире на улице Запорожской. Все члены семьи, кроме самого Виктора, хотят приватизировать квартиру, а затем ее продать. Как рассказала адвокат Виктора Гринева Оксана Симперович, Наталья, родная сестра, уже подавала в суд Первомайского района исковое заявление о разделении лицевого счета, но проиграла его. Прошло какое-то время, и вот - новый поворот. Две женщины (мать и сестра), а также 25-летний племянник Гринева заявляют в милицию о том, что в ночь с 22 на 23 апреля Гринев пришел с работы в алкогольном и наркотическом опьянении, схватил кухонный нож и накинулся на родственника. До сих пор не выяснены все обстоятельства. Племянник, например, крупнее и выше своего дяди, однако в одночасье стал потерпевшим. Сам Гринев уверяет, что ничего подобного не было, просто сестра снова завела разговор о продаже квартиры, и он наотрез отказался когда-либо поднимать этот вопрос. Возможно, таким образом сестра и мать захотели повлиять на него и в случае его согласия продать квартиру забрать заявление из милиции.

История вора

Гринев, по его собственному признанию, не ожидал такой «подставы» со стороны родственников, но уже готовится к худшему. Он-то знает, насколько скорым бывает суд. Впервые его посадили в колонию в 14 лет за кражу государственного имущества. Сам Виктор отмечает, что в нормальных советских семьях дети на криминальный путь не становились: все дело в воспитании. Когда Виктору было 11 лет, он начал воровать, а через год повесился его отец. Видимо, одного материнского внимания было недостаточно, поэтому спустя еще два года началась его тюремная карьера. А затем понеслось. На зоне он стал своим, и именно поэтому в другой раз его арестовали за приобретение и транспортировку наркотиков, которые он вез в лагерь. Сам Гринев пояснил, что сам никогда их не употреблял, это нужно было его «собратьям». Когда в 2004 году Гринева условно-досрочно освободили после очередной «ходки», мужчина решил завязать с прошлым. На данный момент он работает таксистом в «АЛЮР-Авто», имеет хорошие характеристики и грамоты, а также благодарности от клиентов. Сам директор предприятия пообещал прийти в суд в качестве общественного защитника. Несмотря на то, что у Гринева до сих пор сохранились хорошие отношения с заключенными, он не хочет возвращаться в лагерь.

«Я видел, как умирают осужденные на тюремных койках, и для себя я не хочу такой участи. У меня есть работа и любимая женщина, мне больше не хочется возвращаться в тот мир», - говорит бывший вор.

Не делать добра?

Бывший зек сегодня подавлен. Дело в том, что сестра и ее сын оказались прописанными в квартире Виктора Гринева благодаря его же собственной снисходительности и наивности. Дело в том, что в конце девяностых сестра оказалась в очень сложном положении. Ей негде стало жить, и она с детьми фактически осталась на улице, без прописки. Раньше у Натальи была собственная квартира, которая ей досталась от мужа. Решив заняться бизнесом (хотела открыть свое кафе), женщина продала жилище, но «общепитовское дело» не пошло… Итог - ни денег, ни жилья. Более того, сестра взяла несколько кредитов… Гринев пожалел Наталью и предложил пожить в квартире, а также прописал ее сыновей (старший сын не живет в квартире). Только он не знал, что тем самым ставит под угрозу собственный покой. На сестру стали давить кредиторы, которые требовали вернуть долги. Сам Гринев в это время находился в неволе. Пользуясь тем, что он был на хорошем счету у начальника колонии, отпросился во Владивосток и постарался уладить этот вопрос. Проблема решилась: кредиторы дали отсрочку, а после года депрессии Наталья отправилась на заработки в море. Когда долги все-таки были погашены, работать в море она прекратила, а спустя еще некоторое время заявила, что хочет продать квартиру. Фактически не свою квартиру. Мать Гринева полностью встала на сторону дочери: незадолго до появления заявления родственники упорно предлагали Виктору продать эту квартиру и купить ему гостинку девять квадратов. С таким вариантом он не согласен хотя бы потому, что в квартире на Запорожской сделал хороший ремонт.

Для объективности картины корреспондент «В» попытался разыскать родственников Виктора Гринева, чтобы узнать их точку зрения. Но не получилось - мать Виктора и его племянник уехали на дачу, где пребывают уже длительное время. Сестра Наталья наотрез отказалась давать какую-либо информацию без объяснения причины.

Разбирательство по делу

Позиция милиции в этой ситуации вполне объяснима. Есть заявление, есть потерпевший, есть показания двух родственников, есть, в конце концов, подозреваемый с очень криминальным прошлым. Дознаватель в телефонном разговоре сказал, что его позиция нейтральна и что он разбирается в этом деле объективно. Однако сам Гринев сомневается в том, что сумеет доказать свою невиновность. Хотя у родственников нет ни доказательств, ни свидетелей, ни вещественных улик, кроме кухонного ножа, который уже отправили на экспертизу. Но даже в том случае, если на рукоятке ножа будут обнаружены отпечатки Гринева, это ничего не докажет - он живет в этом доме и пользуется им.

17 мая состоялась очная ставка между участниками конфликта. Как отмечает Гринев, и мать, и сестра, и племянник путались в показаниях. Но, как бы там ни было, в случае признания вины Гриневу Виктору Александровичу наверняка придется отправиться в колонию. Правда, те, кто хочет его оставить без квартиры, не учли одного: права арестантов на жилье закон отстаивает гораздо жестче, чем любых вольных людей. А значит, разменять квартиру без согласия даже арестованного Гринева будет невозможно. Другое дело, что это сильно осложнит его жизнь. Он хотел вырваться из криминальной пучины и даже вырвался из нее, но все его усилия могут оказаться напрасными из-за набившего оскомину «квартирного вопроса».

Впрочем, окончательное слово скажет суд.

Автор: Евгения Левада