Мы – собственники, нам и делать погоду в доме (окончание)

«Мы с вами говорим сейчас об управлении домом, его имуществом. А чем конкретно управлять? Парадокс - на федеральном уровне до сих пор не утвержден порядок определения состава общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок. В каком сост

24 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2147 от 24 май 2007
5eb2ca0f824bc6db3dde41e8da04f866.jpg

Начало в номерах за 22, 23 мая

Стоим на земле или висим в воздухе?

Елена ЗОЛОТАРЕВА, эксперт Приморской торгово-промышленной палаты:
- Мы с вами говорим сейчас об управлении домом, его имуществом. А чем конкретно управлять? Парадокс - на федеральном уровне до сих пор не утвержден порядок определения состава общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок. В каком состоянии передаются дома, по каким актам? Еще год назад должна была начаться работа по инвентаризации жилья, но она по существу так и не начата. Росстрой обещает, что порядок будет принят лишь месяца через полтора.

В последнее время мне приходилось работать в режиме тренинга, через меня прошло не менее 400 собственников, примерно 300 выбрали способ управления. К тому, кто уже это пережил, смог оформить протокол общего собрания, написать заявление на формирование земельного участка, сделать много других необходимых шагов, приходит другое понимание ситуации. По сути дела, это переворот в умах людей. А самый важный итог - многие такие дома уже готовы войти в экономический оборот.

Сейчас с вопросами пошли уже застройщики и проектировщики, которые консультируются, что нужно сделать, чтобы ввести жилье в оборот. С чем в первую очередь им предстоит столкнуться? С проблемой формирования и межевания земельных участков. Потому что 300 заявлений от домов, которые подавались сначала на муниципальный уровень, а потом были переданы на краевой, зачастую просто лежат мертвым грузом - порядка их формирования нет. Поэтому предлагаю принять за основу порядок, который был принят в Санкт-Петербурге еще два года назад, и адаптировать его к нашим условиям.

Надо не забывать, что решение вопросов по земле поможет наполнить местный бюджет, и именно земельный налог является для него основным. И тут важно не упустить время. При подготовке к саммиту АТЭС все работает на нас. Если мы это поймем, то сможем совершить прорыв, если нет - так и будем «бить по хвостам». К сожалению, на сегодня это больше интересует сторонних инвесторов, которые видят, куда привлекательнее вложить деньги, а не нас с вами.

Петр САВЧУК, депутат Законодательного собрания Приморского края:
- А готовы ли собственники платить земельный налог?

Татьяна РОИЛЯН, юрист:
- Готовы, тем более сумма не такая уж и значительная, и вносится налог лишь один раз в год. Более того, собственники готовы оплачивать расходы на топографическую съемку, на межевание, а тут суммы более внушительные.

Я хотела бы вернуться к выступлению Елены Золотаревой, которая подняла очень серьезную проблему - отсутствие порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами. Обратите внимание: порядок предоставления земельных участков во Владивостоке есть, а вот порядка их формирования действительно нет (формирование земельными участками не равно распоряжению ими).

Сегодня у меня в работе 20 пакетов документов на дома, которым мы помогаем оформить земельные участки в собственность. Как только у нас начала реализовываться поправка в закон о регулировании земельных отношений в Приморском крае, автоматически и к этим земельным участкам применили данный закон. Сказали, что дальнейшее рассмотрение вопросов будет происходить в краевом департаменте имущественных отношений. Представители некоторых домов забрали документы и пошли в департамент имущественных отношений. Там говорят: извините, мы не занимаемся формированием таких земельных участков. Люди возвращаются назад в управление муниципального имущества города, а их снова отсылают в департамент имущественных отношений...

Мы настаиваем, чтобы документы вернулись все-таки в управление муниципального имущества, потому что это относится к его компетенции. Процедура формирования земельного участка (то есть формирование его границ) четко зафиксирована в Земельном кодексе. Проект границ участка утверждают органы местного самоуправления, и на основании этого делаются межевание и кадастровый план.

Неразбериха вызвана, видимо, несогласованием позиции органов местного самоуправления и краевых органов (конкретно: краевого департамента имущественных отношений, который распоряжается земельными участками, и управлением муниципального имущества Владивостока, которое занимается формированием земельных участков и утверждением проекта границ). Поэтому есть пожелание: в ближайшее время урегулировать вопрос с помощью внутренних инструкций или провести совместный семинар для специалистов, чтобы они разобрались в своих функциях. Иначе людям придется и впредь курсировать между двумя этими организациями.

А что касается реформы в целом, то она направлена прежде всего на формирование культуры собственности, культуры собственника жилья. Собственники всегда платили за содержание и ремонт домов, то есть одну из составляющих бремени собственности всегда выполняли. А теперь, когда им дали право еще и контролировать, куда уходят их деньги, вдруг возник вопрос: как они справятся с платежами? Справятся, потому что они сами в первую очередь заинтересованы в качественных услугах, в том, чтобы были в порядке крыши, чердаки, подвалы, лестничные площадки, конструкции дома. То, что это их имущество, они уже принимают как факт.

Со стороны органов местного самоуправления хотелось бы одного - не мешать.

Владимир НОВИКОВ, глава Артемовского городского округа:
- Хорошо, я не мешаю. Но нужно кровлю отремонтировать за 2 млн. рублей. И что?

Татьяна РОИЛЯН:
- Есть примеры, когда собственники сбрасываются и ремонтируют. Правда, потом подают иск на администрацию, чтобы им компенсировали расходы.

~~Справка «В»
При подготовке к конкурсам по управлению многоквартирными домами определяется уполномоченный на это орган, создаются постоянно действующие конкурсные комиссии, проводится мониторинг многоквартирных домов, в которых собственники не реализовали свое право самостоятельного выбора способа управления. Решается вопрос по объединению домов в лоты.

По каждому отдельному многоквартирному дому должны быть подготовлены:

перечень общего имущества собственников помещений; проект акта состояния дома; перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений; перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества; предложения по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, с учетом конструктивных особенностей, технического состояния дома, соответствующих им перечней обязательных работ и услуг.~~Не отдавайте решение в чужие руки

Игорь САВИНОВ, депутат Думы Уссурийского городского округа:
- Муниципалитет, на мой взгляд, в некоторых вопросах должен играть важнейшую роль. Например, в создании конкурентной среды на рынке, способствуя тому, чтобы работало множество управляющих организаций, и в случае необходимости дом мог поменять компанию.

К счастью, у нас в Уссурийске есть прогресс. Услуги предлагают не только две муниципальные компании, но еще восемь частных. На каком-то этапе они тоже прошли путь противостояния с муниципальными организациями, противодействия с их стороны, но в итоге все вылилось в здоровую конкуренцию. И с местными властями нашли точки соприкосновения.

У муниципалитета есть еще один хороший рычаг - его пакет при голосовании за способ управления домом как одного из собственников определенной доли жилья. Эффективно используя этот пакет, можно, например, решить проблему обслуживания ветхого жилья. Муниципалитет просто ставит такое условие управляющей организации, за которую отдает свои голоса. Он вправе это сделать. Такая практика реализуется в Уссурийске.

Елена ПАРХОМЕНКО, зам. руководителя краевого департамента по ЖКХ:
- В крае есть разные подходы, разный опыт, и это очень интересно.

Но давайте о том, что нас ждет. Хотели бы мы того или нет, если собственники сами не определятся с выбором способа управления до 1 мая 2008 года, то муниципалитеты обязаны будут провести конкурсы управляющих организаций и выставить на них такие дома. Я хорошо понимаю, что мы не сможем полностью реализовать предусмотренный для этого порядок. Во многом это связано опять-таки с ответственностью исполнителей (то есть организаций, которые возьмут дома в управление) за коммунальные услуги, о чем уже сегодня говорилось.

Считаю, что все-таки лучше не доводить до проведения конкурсов, которые просто-напросто могут не состояться. Нужно помочь органам местного самоуправления (в том числе финансово) в их работе с жильцами, помочь собственникам, чтобы они все-таки определились со способом управления до 1 мая 2008.

Кстати, у администрации края есть право сокращать этот срок, устанавливая для каждого муниципального образования ограничения во времени. Учитывая, что на многих территориях работа с собственниками почти не проводится, не проходят собрания жильцов, планируется подготовить проект постановления администрации края по утверждению для таких муниципальных образований ближайших сроков проведения конкурсов.

Светлана АЛЕШИНА, заместитель председателя комитета ЖКХ администрации Уссурийского городского округа:
- У нас уже есть опыт проведения конкурсов. Мы выставили для начала четыре небольших дома, чтобы обкатать механизм, посмотреть реакцию жителей, активность компаний. На момент проведения конкурса жители никакой инициативы не проявляли. Но и у управляющих компаний никакого интереса не появилось, на конкурс никто не пришел. Когда на второй конкурс были выставлены уже кроме первых домов еще две пятиэтажки, результат оказался точно таким же. Никто не изъявил желания победить также в последующих конкурсах, которые мы пытались провести.

Поэтому опасения, высказанные Еленой Пархоменко, не напрасны.

Сергей САДОВОЙ, директор Регионального учебно-экспертного центра по системам государственного управления ТГЭУ:
- Почему чаще всего возникают в жизни какие-то трудности? Элементарно - от незнания. Это относится и ко многим из тех вопросов, по которым мы дискутировали на «Круглом столе». На базе нашего университета и учебного центра разработаны программы учебного курса «Управление многоквартирными домами», которые призваны помочь. Они предусматривают изучение целого ряда аспектов актуальной темы: нормативно-правовое обеспечение управления; особенности формирования договорных отношений; технология принятия многоквартирных домов в управление; мероприятия по экономии ресурсов; основы психологии управленческой деятельности; ответственность собственников, нанимателей, арендаторов помещений в многоквартирных домах и другие. Эти программы мы будем реализовывать по всей территории края, организовывать выезд преподавателей в города и районы.

Откладывать реформу в любом случае нельзя. Мы придем к чему-то при одном условии - если будем двигаться вперед, а не стараться тянуть время.

Автор: Надежда БРАЖИНА