Вальс для Александры. Любимый танец стал для нее началом новой жизни

На Новый год, через месяц после второй тяжелой операции, Александра Никифорова танцевала вальс. Не удержалась попробовать, сможет ли. После эндопротезирования тазобедренных суставов многое нельзя, но кружиться в вальсе - пожалуйста.

18 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2144 от 18 май 2007
702e8cae068de5406e3fef468118059c.jpg

На Новый год, через месяц после второй тяжелой операции, Александра Никифорова танцевала вальс. Не удержалась попробовать, сможет ли. После эндопротезирования тазобедренных суставов многое нельзя, но кружиться в вальсе - пожалуйста.

Она всегда любила этот романтичный танец и потому счастлива, что он остается с ней.

А через три месяца, забросив подальше костыли и палочку, с которой уже не расставалась до эндопротезирования, Александра вышла на прежнюю работу - на Приморское телевидение. Здесь среди водителей она одна женщина, но это не значит, что ей нужны поблажки. Даже после того как получила группу инвалидности. Телевидение требует особой мобильности, работоспособности, и тут Александра не уступает мужчинам. Легка на подъем, вынослива, может провезти съемочную группу такими «тропами», что все городские «пробки» останутся позади.

- О технике я грезила еще с юности, давно вожу машину. Ну а профессионалом с категорией «В, С, Д» стала уже после того, как отслужила много лет в бригаде подводных лодок на Малом Улиссе. В звании главного корабельного старшины попала под сокращение и ушла на пенсию, - рассказывает Александра. - Военнослужащим, уволенным в запас, давали возможность пройти обучение по любой гражданской специальности, и я, естественно, выбрала ту, о которой давно мечтала.

В бригаде работала экспедитором, на моих плечах лежал завоз продуктов. Подводников из походов мы всегда встречали горячим хлебом и жареным поросенком, а провожали с большим запасом продовольствия. За свою службу я успела перетаскать тонны грузов.

- Может быть, это как раз и стало причиной развития коксартроза? Суставы могли не выдержать нагрузки…

- Не исключено, что и так. А поднять на ноги троих детей разве легко было? Я никогда не щадила себя. Видите, какие руки накачанные? Когда жили в доме с печным отоплением, уголь носила, дрова рубила. А уже после выхода на пенсию пошла с мужем в рейс. Официально - прачкой. Но вторую половину дня стояла в цехе вместе со всеми на рыбообработке, в час ночи кормила ночную смену, ложилась в четыре утра. Вставала - и за стирку.

Но зато после этого рейса мы с мужем поехали в путешествие на машине почти через всю страну. За 10 дней добрались до Самары. Машину там оставили, а на следующий год вернулись на самолете и снова своим ходом отправились домой. Мы с мужем оба всегда любили путешествия, вылазки на природу. И та самая длинная наша поездка выдалась очень интересной. Тогда у нас еще все было хорошо...

Болезнь дала себя знать три года назад. Александру начали мучить ноги, боли были такими изнурительными, что белый свет был не мил. Она уже не могла обходиться без палочки. Доктора честно сказали, что тяжелый недуг будет прогрессировать и дальше. А потом? Отказаться от всех радостей жизни, стать обузой для родственников и лежать полутрупом на кровати? Энергичная и волевая женщина не могла смириться с такой участью и решила всеми силами бороться за свое здоровье и свое будущее. Узнала, что во Владивостоке есть прекрасный доктор - Игорь Кузьмин, который давно и успешно делает операции по замене тазобедренных суставов на эндопротезы, и обратилась за помощью к нему. Игорь Иванович подтвердил, что хорошие импортные протезы могут вернуть ее практически к полноценной жизни.

~~Справка «В»
Игорь Иванович Кузьмин - ортопед-травматолог, заведующий Приморским краевым центром ортопедии и эндопротезирования, кандидат медицинских наук, член нескольких международных организаций: Всемирной ассоциации ортопедов, Американской ортопедической организации, Международной научно-исследовательской ассоциации ортопедов. В 2005 году доктор выпустил книгу «Мифы и реальность в эндопротезировании тазобедренного сустава», в которой обобщил опыт краевого центра ортопедии и эндопротезирования суставов Приморской краевой клинической больницы № 1, а также собственный клинический опыт лечения более 700 пациентов с патологией тазобедренного сустава. Издание ценно не только для специалистов, но и для пациентов, поскольку дает доступные разъяснения по жизненно важным для них вопросам, в том числе по послеоперационной реабилитации и адаптации в новых для них условиях жизни. ~~

- Характер у людей разный, разное стремление к тому, чтобы отвоевать себе то, что отняла болезнь, - делится наблюдениями Александра. - Кто-то падает духом и даже после операции вставать не хочет, долго ходит на костылях, уже никогда не разлучается с палочкой. Мне тоже, конечно, сразу после операции вставать на ноги не разрешали, надо было, чтобы сустав устоялся, прижился. Но я даже на костылях «летала» по больнице. Врачи смеялись: «Такое ощущение, что вам костыли ходить мешают, а не помогают». Я действительно быстро начала бегать без всяких «подпорок».

Понимаю, что нельзя прыгать, поднимать тяжести, вставать на колени или на корточки, долго ходить. Но зато можно и даже нужно плавать! А вода для меня - любимая стихия. В прошлом году купались в море с детьми и внуками до сентября, зимой ходили в бассейн. А что касается ограничений… Что ж, приспосабливаюсь и к ним. Просто нужно заложить в голову мысль: «Твоя жизнь поменялась, и, чтобы не навредить себе, нужно выстраивать ее по-другому». Но самое главное - это все-таки жизнь, а не существование! Я даже верю, что у меня еще будет личное счастье. С моим оптимизмом, силой воли все обязательно наладится.

Александра так убедительно это говорила, что даже не возникало мысли жалеть ее, сочувствовать теперешнему положению. Но вдруг на глаза женщины навернулись слезы.

- Вы мужественно перенесли две тяжелейшие операции, быстро вернулись к нормальной жизни и работе. А что так расстраивает?

- Не могу справиться с горькой обидой на мужа. Самый близкий, казалось бы, человек предал в тяжелый момент. После первой операции он даже не пустил меня домой, отвез к дочери. Если бы он бросил, когда я была здоровой и цветущей, наверное, было бы не так больно. Но я оказалась без поддержки и помощи с его стороны, когда они нужны мне были больше всего. Думаю, он просто испугался, что я до конца дней своих буду ходить с палочкой или вообще слягу, не поверил, что эндопротезирование вернет меня в строй. А зачем ему жена-инвалид? Сюжет тривиальный: нашлась молодая замена.

Трения в семье начались еще перед первой дорогостоящей операцией. Муж согласился дать половину нужной суммы, а чтобы оплатить остальную часть, Александре пришлось влезть в долги. Хорошо еще, что с оплатой лекарств помогла родная телекомпания. Женщина очень благодарна руководству телевидения и всему его коллективу:

- Поддержка коллектива и детей - главное, что дает мне сейчас силы. Еще огромное спасибо я хотела бы сказать работникам Приморского регионального отделения Фонда социального страхования, благодаря которым стала возможной операция на второй ноге. Сама я, оставшись без мужа, не смогла бы потянуть такие большие расходы, и поэтому помощь соцстраха стала просто спасением. А оперировать вторую ногу вслед за первой нужно было в короткие сроки. На моем, водительском, языке можно объяснить так: если шины на колесах разные, то разбивается ходовка, начинаются другие неполадки. А человек - более «тонкая материя»… Видя положительный результат после первой операции, мы с моим доктором мечтали довести лечение до конца.

Скоро полгода, как Александра второй раз вернулась из больницы. Отступили жуткие боли, со стороны и не подумаешь, что эта уверенная в себе женщина контролирует каждое свое движение. Место в общественном транспорте уступить ей уж точно никто не подумает.

На работе ее ждали, и Александра теперь вновь возит журналистов и телеоператоров, торопится на съемки. Как человек общительный и любознательный, не любит оставаться в стороне от происходящих событий.

- Снимаем мы не только праздники и концерты. Бывает, сталкиваемся с человеческим горем. Часто после этого собственное горе отступает на второй план, понимаешь, что кому-то в жизни еще тяжелее, чем тебе.

Я рада, что обе операции прошли успешно. Низко кланяюсь за это доктору - Игорю Ивановичу Кузьмину, который стал ангелом-хранителем не только для меня, но и для многих своих пациентов, вернул им радость жизни и веру в счастье. Вот только никто из нас не хочет и не может смириться с тем, что этот прекрасный и, если честно, незаменимый врач высочайшей квалификации намерен уехать из Приморья. Думаю, он бы никуда не собирался, будь созданы нормальные условия для его работы в нашем крае. Отъезд Игоря Ивановича станет невосполнимой потерей для тех, кто уже перенес операции по эндопротезированию тазобедренных суставов и должен постоянно наблюдаться у своего доктора, а также для тех, кому нужны такие операции. Поверьте, потенциальных пациентов у него очень и очень много. И от того, останется ли Кузьмин работать во Владивостоке, зависят их будущее и их судьба.

~~Справка «В»
Из книги И. И. Кузьмина:

«Тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава считается одним из самых революционных достижений ортопедической хирургии. В смысле уменьшения болевого синдрома, коррекции деформаций и восстановления функции эта операция не имеет себе равных: ни одно хирургическое вмешательство не имело и таких глубоких социальных последствий и не приносило столь разительный ранний успех». Но «эндопротезирование - не просто операция, это процесс, который длится всю оставшуюся жизнь. Единственным абсолютным показанием к эндопротезированию сустава является осознанное желание пациента».~~

Автор: Надежда БРАЖИНА