Дороги, покрытые матом
«Блямс»! - сказала машина, когда я влетел передним правым колесом в вымоину на асфальте. Не успел я ей ответить, как мы с ней попали в очередную яму. Вообще-то я все ямы на пути домой знаю. Эти были – «новенькие»...
«Блямс»! - сказала машина, когда я влетел передним правым колесом в вымоину на асфальте. Не успел я ей ответить, как мы с ней попали в очередную яму.
Вообще-то я все ямы на пути домой знаю. Эти были – «новенькие».
Из-за этих дорог тысячи владивостокцев ездят по городу на джипах, что поражает всех иностранцев, даже американцев. Из-за этих дорог я больше не покупаю «новую резину». Однажды купил и поставил, так на второй день покрышка «мишлен» была вскрыта острым камнем, как консервным ножом… И я загрустил.
Приличный человек в минуты светлой грусти обращается к стихам.
В моей же голове на все лады эхо вертело рифмы на -ать. Это «ать» было у всего: у дороги, у асфальта, у тех, кто строил, тех, кто варил асфальтобетон, и особенно у тех, кто финансировал и принимал эти работы. Что ж тут странного, что после этих всепроникающих слов, с которыми рифмуются все проявления русской жизни, «и младенец в колыбели, слыша «баюшки-баю», отвечает: «мать твою!».
Я знаю о дорогах все. Это «все» сводится к главному пункту: у нас ТАКОЙ рельеф, у нас ТАКАЯ зима, что хорошие дороги (раз и навсегда) строить нельзя и не нужно.
Эту мысль мне внушали в мэрии. Мэры менялись, а философия – нет. Диалектика здесь такая. Пока город возглавлял председатель исполкома, теоретически признавалось, что хорошие дороги можно построить, если их правильно строить. И иногда советская власть позволяла себе героические усилия и, прежде чем положить асфальт, забетонировала полотно дороги от «Зари» до «Второй Речки».
На устройство ливневых стоков по бокам марксистская мысль, вооруженная ленинской идеологией, не поднялась. Хотя глаза все время мозолили пережитки царской эпохи: на острове Русском дороги, построенные при строительстве фортов, пережили все ливни и тайфуны и оставались целыми именно благодаря умному отведению воды от дорожного полотна. Чтобы этот пример «царских дорог» не размывал мировоззрение, остров Русский оградили от посещения советских людей…
Почему во Владивостоке такой асфальт, который смывают потоки воды? Значит, вместо нормального битума он сварен на «чистом машинном масле» - то есть на «отработке». Почему проседают и разрушаются дороги? Потому что после любого дождя или после зимы вода идет под дорожным полотном, вымывая гравий.
Что это: некомпетентность или коррупция?
Мэры эпохи «капиталистического ренессанса» сразу ухватили главную идею. Это у американцев «время - деньги», а у нас дороги - это деньги. Чем они хуже, тем больше денег оседает, где нужно. Вульгарно и неприлично думать, что мэры «воруют» деньги, отпущенные на строительство дорог. «Все ж проверяется». Ни один чиновник ничего не ворует. Ворует та фирма, которая получает подряд. Причем у себя. Ведь она должна отдать 10-15-20 или больше процентов от суммы подряда в некий фонд или некоему посреднику. А если фирма ворует у себя, то на чем она возвращает себе деньги? Правильно, на качестве работ. А проверяет и принимает работу тот, кто платит деньги. И тот, кто знает, как и с кем эти деньги «распиливаются» фирмой-подрядчиком.
Мне могут возразить, что «проводятся конкурсы», на которых отбирается подрядчик. Так «конкурс» тем и хорош, что он лишь маскирует правильно выстроенный переток капиталов.
И тут некоторые придумали ездить по городу с зажженными фарами и ленточками «в знак протеста против плохих дорог».
Будь я мэром, я бы тут же позвал организаторов к себе. Обласкал, разделил с ними возмущение, поделился озабоченностью и планом «ремонтных работ на текущий год» и даже спросил бы у них совета: какую дорогу ремонтировать в первую очередь, не послать ли за опытом в Швейцарию (горный рельеф!), не замостить ли (в опытных целях) участок брусчаткой, другой – натуральным камнем?
Хотя вообще-то, ежели ты мэр (или даже и. о.), не надо советоваться с общественностью в таком простом, известном всему миру деле, как строительство хороших дорог. Рецепт прост: чтобы дорога была хорошей, ее надо строить хорошо. Устраивать водоотвод, насыпать и трамбовать «подушку» из камня и гравия надлежащей толщины, залить бетоном, а уж сверху – асфальт на битуме хорошего качества с надлежащими присадками.
…Тут недавно в Японии мэра Нагасаки застрелили во время его кампании по перевыборам. Это все слышали. Сообщу подробность, о которой у нас почему-то умолчали: в полиции человек, который всадил в мэра две пули, заявил, что стрелял по той причине, что город отказался выплатить затребованную им компенсацию за его попорченный в результате попадания в колдобину автомобиль.
Автор: Андрей Калачинский