Лесоповал. Долго ль «плакать» кедру?

Первое, что встречается на пути при въезде в Красноармейский район, - лесовозы, груженные массивными бревнами. С севера, со стороны орехово-промысловой зоны, где и рубить-то практически нельзя, едут и едут отяжеленные липой и бесценным кедром машины...

16 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2142 от 16 май 2007
9e603a2ed23e24c7f67746086f1b2576.jpg


Первое, что встречается на пути при въезде в Красноармейский район, - лесовозы, груженные массивными бревнами. С севера, со стороны орехово-промысловой зоны, где и рубить-то практически нельзя, едут и едут отяжеленные липой и бесценным кедром машины. Именно такими местами, где защитные леса, а кедровые в особенности, нелегально и варварски идут под топор, озабочены нынче представители Дальневосточного филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) России. Одно из них - самый дальний, укрытый от глаз контролеров сопками и долгой дорогой поселок Восток. Вот только, похоже, больше никто, кроме общественных организаций, эту проблему проблемой не считает.

Даже трехсотлетние лиственницы не пожалели

Первые сигналы о незаконных рубках в орехово-промысловой зоне Восточного лесничества Рощинского лесхоза появились еще в феврале. Нелегальную лесосеку обнаружили неравнодушные инспектора Россельхознадзора из северных районов Приморья. «В районе поселка Восток, в кварталах № 52 и 57 Восточного лесничества Рощинского лесхоза, вместо рубок ухода «выборочная-обновление» осуществлены сплошные рубки товарной древесины липы и кедра, чем причинен значительный ущерб лесному фонду и местам обитания диких животных. Для вывоза заготовленной древесины к местам переработки проложена лесовозная дорога протяженностью около 5 км, шириной - 6-10 м… Исходя из того, что данные кварталы относятся к лесам первой группы, проект прокладки лесовозной дороги экологическую экспертизу не проходил. Более того, согласно лесорубочному билету для прокладки дороги разрешается вырубить всего 17 кубометров древесины, однако видно, что на самом деле заготовлено не менее 300 кубометров…» - сказано в сообщении о правонарушении, отправленном прокурору межрайонной природоохранной прокуратуры Приморского края.

Сухие на первый взгляд цифры - это абсолютно конкретная проплешина в густом, богатом лесу километрах в пяти от Востока.

~~Справка «В»
Орехово-промысловая зона - территория с наибольшей концентрацией кедрово-широколиственных лесов. Они относятся к территориям с ограниченным лесопользованием. Основная задача ограничения - сохранить орехово-продуцирующие деревья для нужд человека и животного мира. В Приморье насчитывается шесть орехово-промысловых зон.~~

Та самая дорога, по которой лесорубы вывозили бревна, - зрелище печальное: наломанные ветви, белые березы на черной грязи.

- 17 кубометров древесины, на которые выдан лесорубочный билет, - это только несколько взрослых деревьев, - комментирует руководитель лесной программы Дальневосточного филиала WWF России Денис СМИРНОВ. - Они лежат у нас под ногами в качестве временного моста через ручей. Его, кстати, должны были убрать после завершения работ, к моменту снеготаяния. Чтоб не перегораживать путь идущим на нерест ленку и хариусу.

По всему видно, что лесорубы прокладывали дорогу с выгодой только для себя, снимая с леса «сливки». Об этом красноречиво говорят, к примеру, два пня у дороги диаметром 60 и 70 сантиметров. Раньше это были лиственницы, насчитывающие около 300 лет истории, то есть взошедшие на этой плодородной почве едва ли не при Петре I.

- Явно данная порубка не имеет никакого отношения к постройке дороги, - отметил Смирнов. - Ведь древесина лиственницы даже не упомянута в разрешении на строительство лесовозного уса. Одно такое дерево дало недобросовестным предпринимателям более трех кубометров деловой древесины.

Проложенная сквозь лесную чащу дорога - это еще полбеды. Куда страшнее выглядит само место рубки. Высокие пни, макушки кедров на влажной земле, горький запах кедровой смолы. По выданному на этот участок лесорубочному билету заготовке подлежит 521 кубометр древесины - примерно шесть-семь деревьев, или 20-25 кубов древесины с гектара. Однако, судя по интенсивности произведенной вырубки, лес лишился не меньше полутора-двух с половиной тысяч кубометров. Местами вырублено до 100 кубов с одного гектара. А склад временного хранения древесины на большой поляне вообще походит скорее на унылое поле великой сечи. Природы с человеком. Безмолвными жертвами лежат здесь срубленные да так и брошенные почему-то бревна, хотя они могли бы пойти в дело или стать дровами.

- Хорошая подпитка короеду, - разводят руками эксперты. - В другой стране увиденное считалось бы варварством, в нашей - вроде как обычным делом…

~~Справка «В»
Лесной фонд Приморского края составляет более 12 миллионов гектаров с общим запасом 1770 миллионов кубометров. 37 процентов из них - это эксплуатационные спелые и перестойные насаждения. Расчетная лесосека составляет 8,8 миллиона кубометров в год. В Приморье находятся запасы ценнейших хвойных и твердолиственных пород, имеющих высокий спрос на внешнем рынке. До 30 процентов дохода в бюджете некоторых лесных районов края формируется за счет прибыли, получаемой от лесного сектора экономики.~~

Где вырубать - не спрашивают

Кто же это все натворил, не считаясь ни с законами людскими (ущерб государству, по предварительным подсчетам, - сотни миллионов рублей), ни с законами природы (вырубки леса - главная проблема для здешних обитателей, в том числе тигров, а также основная составляющая глобального изменения климата)? Официальный ответ на этот вопрос получить не так-то просто. Желающих высказаться нет. Ведь далеко не секрет, что лес - источник весьма солидного дохода. Даже для тех, кто призван его защищать. Вот и в северных поселках, окруженных прямо-таки миллионами долларов, очень сложно не воспользоваться этим обстоятельством. Достаточно привести тот факт, что через милицейский кордон на въезде в орехово-промысловую зону в течение четырех месяцев ежедневно проезжали по два десятка лесовозов с теми самыми тысячами кубометров ценной древесины. Или вот еще: на складе, прямо посреди поселка Восток и под носом у местного отделения милиции, лежат кедровые бревна. Да и во дворах жителей аккуратными стопочками сложены кедровые дрова. А ведь в России с 1989 года кедр рубить вообще нельзя.

Схема зарабатывания денег на лесе проста. Как правило, лесхоз выписывает лесорубочный билет сам на себя, освобождаясь от уплаты податей в бюджет. А потом за отдельную плату переуступает право рубки большего количества деревьев «подрядчику» - на делянках самих вальщиков из лесхоза не встретишь. К примеру, за право вырубить 500 кубов древесины в бюджет лесхоза поступает всего шесть тысяч рублей. Вместо этих официальных 500 «подрядчик» срубает две с половиной тысячи кубов, а руководство лесхоза получает соответствующий откат…

Собственно, в лесорубочном билете на рубку ухода в районе Востока указан некий ЧП «Шукшин». Но вся ответственность за содеянное под прикрытием этого билета ложится на лесхоз. По слухам, против директора Рощинского лесхоза уже возбуждено уголовное дело как раз за незаконную лесозаготовку с использованием служебного положения на территории заказника «Таежный». Ущерб составил около 15 миллионов рублей. Мы попытались найти директора лесхоза в поселке Глубинное, где располагаются его дом и кабинет. Безуспешно.

- Думаю, в связи с тем, что лес вырубается, ухудшается экологическая обстановка, особенно это касается наших усыхающих рек и ручьев, - только и могла сказать свое мнение глава администрации Востокского городского поселения Любовь КАЛЕТНИК. - И животный мир раньше тоже был намного разнообразнее. Можно было встретить медведя, тигра, диких кабанов. А сейчас, когда едешь по лесным дорогам, кроме белочек, никого не видишь. Охотники жалуются на обширные лесные рубки на охотничьих участках. Но нас, впрочем, не спрашивают, где вырубать.

~~Справка «В»
В настоящее время на территории Приморья находится более 180 лесодобывающих, деревообрабатывающих и осуществляющих экспорт леса организаций, предприятий и фирм. Анализ товара, экспортируемого участниками ВЭД Дальнего Востока, специализирующимися на вывозе леса, показывает, что в основном вывозятся необработанные лесоматериалы. В первую очередь это касается хвойных пород, таких как ель обыкновенная, пихта белая, лиственница, сосна корейская, а также лиственных пород - дуба, ясеня, тополя, березы и др.~~

Стул из краденого кедра

В Приморском крае насчитывается с десяток цепочек (по-другому и не назовешь) воровства леса. Через посредников срубленная тем же Шукшиным древесина оформляется на таможенном посту в Дальнереченске и идет в Китай на переработку. А предприимчивые китайцы снабжают продукцией из нашего леса треть мебельного рынка США. Специалисты говорят, большую популярность там имеют сети магазинов типа IKEA, продающие товары из серии «сделай сам». Американцы очень любят сами отделывать столы и стулья приморским кедром, дубом и ясенем. Не раз специалисты обращались к китайским экспортерам и их американским партнерам с просьбой внимательнее относиться к происхождению сырья. Но речь идет о слишком большой выгоде.

- Я всегда сравниваю импорт «серого» леса с покупкой в ломбарде краденых часов, - говорит Денис Смирнов. - А Китай сейчас - как раз своеобразный ломбард с сомнительной репутацией.

Древесина многих дальневосточных пород (ясень, дуб, орех) имеет большой спрос не только на китайском, но и на японском и корейском рынках. Цены достигают 700 - 800 долларов за кубометр. По оценкам экспертов, до 30 процентов заготовленной на Дальнем Востоке древесины ценных пород имеет криминальный характер. Это существенно выше, чем средний показатель по России. По данным WWF, объем незаконно или с нарушениями заготовленной древесины в России составляет 12 процентов от общего объема лесозаготовки.

Цифры - это одно. И совсем другое - беспомощно обнаженное небо посреди густой, вечной и бесценной тайги.

Автор: Вера Конюхова Александровна