Моего отца похоронили в Таллине, а потом вывозили с автоматами наизготовку
В канун Великого Праздника Победы разрушен памятник советскому Солдату в Таллине. Именно так, ибо это не только жульнически, под покровом ночи перенесенная на дальнее воинское кладбище фигура Героя. Это и стена за его спиной, и останки солдат, покоящихся
В канун Великого Праздника Победы разрушен памятник советскому Солдату в Таллине. Именно так, ибо это не только жульнически, под покровом ночи перенесенная на дальнее воинское кладбище фигура Героя. Это и стена за его спиной, и останки солдат, покоящихся на Тынисмяге. Их теперь перетряхивают и подсчитывают. А ведь среди них не только русские, а и многие другие безымянные герои, освобождавшие Таллин от фашизма. Кто поручится, что нет среди них эстонцев? Жестокой болью отзывается это злодеяние в сердцах честных людей. Жестокой болью отзывается оно и в моем сердце.
22 июля 1945 года погиб в Таллине офицер Советской Армии, потомок украинки и немца, из призванных в Россию еще Петром I, объединивших при венчании свои фамилии, мой отец Владимир Петрович ШПАКШТЕЙН. Все мужчины этой фамилии погибли в той войне.
Отец прошел всю войну. Уже в конце ее он был послан в Ленинградскую школу разведчиков, по окончании которой направлен был в Таллин - для борьбы с «зелеными братьями». Были среди них многие честные эстонцы, думавшие, что борются за поруганную родину. Но организованы они были фашистами, умело маскирующими истинную сущность свою патриотическими лозунгами. Соратники отца, часто в течение многих лет посещавшие нас, рассказывали о жестокости этих перевертышей. Они в кинотеатре вставали и склоняли головы, если в зал входил советский офицер, а на улице того же офицера безжалостно убивали. В День Победы после многочисленных митингов на холме Тынисмяге у памятника воину-освободителю находили трупы краснофлотцев с вырезанными на спине звездами. Вот с какими оборотнями боролись тогда российские солдаты!
Отец получил разрешение на проживание с семьей, предоставили жилье. Мама ожидала приезда мужа за нами в Казань. Чемоданы были уже собраны. Но неожиданно пришла телеграмма о его гибели. Мама долгие годы работала в аппарате Президиума Верховного Совета ТаССР. Именно с помощью сотрудников Президиумов Верховного Совета ТаССР и РСФСР в течение суток с момента получения телеграммы она оказалась в Таллине. Искала штаб военно-морских сил, добивалась встречи с командованием. Приехали из Ленинграда сестра отца и его мать. Прошел еще день. Выяснилось, что отец уже похоронен под тем самым, ныне известным всему миру памятником. В братской могиле. В Таллине у нас никого не было. А совсем близко - в Ленинграде - жили многие родственники. Мама убедила командование в необходимости переноса праха. Позже выяснилось, что, едва вернувшись с одного задания, отец был направлен на следующее, ночное. Ушел он на это задание вместе с краснофлотцем на мотоцикле. Краснофлотец исчез. Отец был найден утром с проломленным черепом. Показали маме и обнаруженный рядом с ним покореженный мотоцикл.
Повторные похороны боевого офицера были торжественны. Гроб везли от Таллина до Волкова кладбища в Ленинграде на грузовике. Дорога опасная, поэтому рядом с отцом была только мама. На подножках кабины грузовика и по углам кузова стояли краснофлотцы с автоматами наизготовку. Сменяющиеся воины несли перед грузовиком ордена отца. Свято хранила я фотографию этого скорбного похода и другие карточки, письма, тетрадку его стихов. Их нет теперь. Но это уже другая история. На кладбище звучал салют. Так нашел свое второе и окончательное упокоение солдат, всю сознательную жизнь боровшийся за счастье людское. Уже учась в 8-м классе, написала я отцу стихи. Детские, простенькие, они сейчас вдруг стали выражать главное, что стоит за происходившим тогда и происходящим теперь. Поэтому и привожу их здесь:
…Ты хотел,
чтоб пышными садами
Счастье расцвело в стране
твоей,
Чтобы никогда старинный
Таллин
Не был бы притоном
для зверей.
Сбылись ли мечты моего отца и всех солдат той войны? Фашизм побежден? Ведь тот Солдат, которого, сорвав с места, несколько суток трусливо прятали в укромном месте под строгой охраной, - не просто надгробный памятник. Под ним могло и не быть этой братской могилы. Это СИМВОЛ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ. Да, прибалты, как и весь Запад, значительно почтительнее относятся к своим кладбищам, чем мы (что справедливо отметила недавно газета «Владивосток»). Кладбища у них в идеальном порядке. Вряд ли стоял бы вопрос о переносе Бронзового солдата, если бы это был просто надгробный памятник. Это не начало даже, а уж очень яркое продолжение эпидемии, охватывающей мир. Распространяется чума забвения. Не от тревоги ли за наше будущее ссутулился Солдат, обретя новое место своего пребывания?
Автор: Лариса ХАЙРУЛЛИНА