Людмила Убираева: «Художников нельзя делить по половому признаку»
Пышных торжеств по поводу юбилея художник Людмила Убираева устраивать не стала. Во-первых, не очень-то веселой выдалась весна в этом году для Приморского союза художников, который возглавляет Людмила: об истории с выставленными на торги мастерскими «В» уж
Пышных торжеств по поводу юбилея художник Людмила Убираева устраивать не стала. Во-первых, не очень-то веселой выдалась весна в этом году для Приморского союза художников, который возглавляет Людмила: об истории с выставленными на торги мастерскими «В» уже писал. Пришлось не один день провести в чиновничьих кабинетах. А во-вторых, отмечать день рождения пришлось в буквальном смысле едва ли не на чемоданах: на днях художница уезжает на несколько месяцев в Сиань, древнюю столицу Китая, куда ее пригласили поработать после январской выставки в Пекине. И все же самые близкие люди собрались в назначенный день. Чтобы снова понять: художник - это судьба, которую не ты выбираешь. Она выбирает сама. Об этом перед отъездом рассказала «В» Людмила Убираева.
- Людмила, вот уже несколько лет вы руководите творческой организацией. Казалось бы, все в ней художники, а заботы отнюдь не творческие. Как совмещать суетное и вечное?
- Конечно, творчество - это не профессия. Это вся жизнь, в которой есть причины, отвлекающие от художественной работы. И иногда очень веские. Вот уже 30 лет я преподаю во Владивостокском художественном училище. Несколько лет я работала в управлении культуры города. Сегодня председатель Союза художников, дела которого я приняла не в самом лучшем состоянии… Не то что бы я жалею о потраченном времени, но на творчество его остается меньше. А с возрастом ощущаешь, что жизнь очень коротка. К сожалению, отказаться от каких-то дел не могу, я так была воспитана - «надо» всегда было выше «хочу».
- Но ведь вы выросли в семье художника…
- Да, мой папа Тимофей Кушнарев был художником. Но именно в его судьбе всегда удивительным образом сочетались эти «хочу» и «надо». Он пришел в профессию довольно поздно. Война отняла много времени и сил, он был участником боевых действий, дослуживал в Порт-Артуре. Уже после войны поступил в художественное училище во Владивостоке, тем самым воплотив свою мечту. Потом родилась я - старший ребенок. И отец честно выполнял свои обязанности по отношению к своей семье: чтобы обеспечить нас, он занимался обычной оформительской работой. Но раз в год обязательно выезжал на этюды, иначе год был для него потерян. Папа очень трепетно относился к своей профессии.
- Ваш муж Виктор Убираев тоже известный художник. Творческая семья - это сложно?
- С творческой точки зрения - нет. У нас много родственного. Мы ведь учились вместе. И отношение ко многим вещам сформировалось как-то исподволь. Еще с тех пор я прислушивалась к критике мужа, уважая его профессиональную состоятельность. Частная жизнь - это совсем другое. И иногда так бывает, что ее рассматривают только в той степени, в которой она влияет на творчество.
- Людмила, вы работаете в технике, которую в приморском изобразительном искусстве встретишь не часто, - пастели. Как выбирает художник свой инструмент?
- Это идет от внутреннего состояния. Если выбранный материал и состояние художника совпадают, получается максимальный результат. Я всегда тянулась к пастели, поскольку она объединяет всю широту живописных и графических возможностей. Все, что я чувствую, как я вижу мир, я передаю в пастели. Это как любовь: встретился однажды - и на всю жизнь.
- В этом году исполняется 10 лет международной творческой группе «Цветы мира», в которую вы входите. Она создавалась в сложные времена, когда художнику нужно было выжить. Группа по-прежнему актуальна?
- Думаю, да. Мы ведь и объединялись не из политических или материальных соображений. Это было скорее импульсом: почему и сегодня существует разделение на мужчин и женщин? Художников и художниц? Ведь по большому счету художник или есть, или его нет. Все остальное - детали. К нашей группе присоединились художницы из стран АТР. Первая выставка прошла в России, у нас во Владивостоке. Потом каждый год в одной из стран-участниц - Японии, Корее, Австралии. Но со временем стало ясно, что женский акцент все же существует. Он не хуже или лучше, но другой. В средствах выражения ли, в выборе темы… Даже не знаю, в чем. Мы эмоциональнее воспринимаем мир, а мужчины - рациональнее. Актуальность группы сегодня заключается прежде всего в том, что совершается межкультурная коммуникация. Об этом сегодня очень много говорится на разных уровнях…
- Вы уезжаете в долгую творческую командировку. Чего вы ждете от поездки?
- Прежде всего возможности работать, не отвлекаясь на разные проблемы. Буду только я, и будут мои холсты, бумага. В этом смысле надо отдать должное китайцам, они умеют все организовать. И умеют ценить не только свое собственное, но и искусство других стран. Сегодня Китай переживает настоящий бум русской реалистической школы.
- В детстве каждый из нас заявлял, что будет космонавтом или врачом. Ваш внук часто приходит к вам в мастерскую, он уже решил, что будет художником?
- Пока у него каракулевый период. Во что это выльется, покажет время. В Приморье более десятка художественных династий. В 2005 году им была посвящена выставка в залах Союза художников. Одно могу сказать: все, что я знаю и умею, передам внуку.
Автор: Ольга Зотова