Для оперы важен интеллект. Во Владивостоке Ленский будет китайцем, а Татьяна – японкой

Оксана КОРНИЕВСКАЯ, Эдуард СЕМЕНОВ, Андрей ЗОРИН… Эти мэтры оперного искусства известны не только у нас в стране, но и во всем мире. Но свою карьеру они начинали во Владивостоке. И судьба каждого из этих людей связана с камерным музыкальным театром под ру

24 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2133 от 24 апр. 2007
b10458f822cf1b2f4ca971faa63ca668.jpg


Оксана КОРНИЕВСКАЯ, Эдуард СЕМЕНОВ, Андрей ЗОРИН… Эти мэтры оперного искусства известны не только у нас в стране, но и во всем мире. Но свою карьеру они начинали во Владивостоке. И судьба каждого из этих людей связана с камерным музыкальным театром под руководством Владимира ВОРОНИНА. Вот уже 22 года артисты театра успешно выступают в нашей стране и за рубежом, а сейчас готовят новый спектакль. После репетиции мы побеседовали с Владимиром Ворониным о прошлом, настоящем и будущем оперного искусства Приморья.

Камерный музыкальный театр - общественное учреждение культуры. То есть, объясняет Владимир Воронин, стать артистом может практически каждый, кто любит музыку и немного может петь. Театр воспитал целую плеяду звезд оперной музыки. Тем не менее есть здесь и очень молодые артисты:

- Год назад пришел мальчик, Валентин ШКОЛЬНИК, ему десять лет. Поет французскую народную песню «Пастушка», «Во кузнице» - репертуар, подходящий по возрасту. Сейчас самое главное - привить вкус. Голосов ведь хороших очень много. Но певцами почему-то становятся не все. А этому мальчику повезло. За год он добился результатов.

Главным критерием отбора участников камерного музыкального театра сам Владимир Валентинович считает наличие интеллекта:

- Интеллекта, который поможет человеку стать личностью. Ведь нет личности - нет певца. Раньше в театре были только педагоги академии искусств, а сейчас большинство - студенты. Мои и Валентины Николаевны РУБАН. Мы стремимся к европейскому стандарту. Хотя в репертуаре в основном русская классика.

- Театр склоняется к классическому репертуару или берет и более современные вещи?

- По жанру мы - музыкальный театр. А это предполагает, что ставим и оперу, и оперетту, и водевиль. Например, «Мельник - колдун, обманщик и сват». Это первая русская опера, но фактически по жанру - водевиль. Конечно, камерность театра предполагает постановку небольших опер. Но были у нас и масштабные произведения - «Орфей и Эвридика» Эдварда ГЛЮКА, в прошлом году поставили оперу «Дон Жуан» Вольфганга Амадея МОЦАРТА. С большим успехом шла «Ведьма» по рассказу ЧЕХОВА. Когда мы только начинали пропагандировать театр - в 80-х, не писали, что это «опера». На афишах было заявлено, что это «музыкальное представление по рассказу Чехова». А в конце я выходил, снимал с себя бороду дьячка, которого играл, и спрашивал: «Понравилось?» Все, конечно, отвечали, что очень понравилось. И я говорил: «Спасибо, что любите оперу».

- В прошлом году вы успешно работали с японским дирижером, композитором и продюсером Икуо ЯМАМОТО…

- Мы с ним познакомились в 2000 году и с тех пор тесно сотрудничаем. То мы к нему, то он к нам, то вместе - в Якутский оперный театр. К нам часто приезжают артисты из Якутии, из Хабаровского театра музыкальной комедии. Более того, наши артисты работают во всей России и за рубежом. Например, Оксана Корниевская - второй год в Большом театре. После обучения в Центре оперного пения Галины ВИШНЕВСКОЙ продолжает там петь все спектакли, участвовать в концертах. Более того, она преподает в этом центре. А недавно Оксана участвовала в русско-японской постановке си-минорной мессы БАХА, дирижировал которой Икуо Ямамото.

- До того как уехать в Москву, она с успехом выступала здесь, на Дальнем Востоке. Но работала с продюсером…

- Начнем с того, что продюсер Корниевской продвигала не оперное искусство как таковое. Она продвигала проект. В том, что Оксана уехала в Москву, заслуга не продюсера. Эта певица была призером конкурса ЧАЙКОВСКОГО, лауреатом международного конкурса в Италии. У нее была выучена партия Орфея в опере «Орфей и Эвридика». На старших курсах академии она, занимаясь у нас, выучила партию Любаши в «Царской невесте». Вообще, с Оксаной легко и приятно работать, потому что она поет не только героев, но и любую незначительную партию. Она получила оперную закалку именно у нас, в камерном музыкальном театре. Как например, и Сергей ПЛЕШИВЦЕВ, бас. Он также сформировался здесь. И сейчас может работать в любом другом театре - ему открыты все двери.

…По словам Владимира Воронина, главная задача театра - сохранить жанр оперы. И основная проблема - это не отсутствие помещения, а сохранение перспективных кадров в нашем городе.

- Для молодых певцов в Приморье нет будущего из-за слабой материальной базы?

- Если у оперного певца не будет денег, он пойдет петь в ресторан или в ночной клуб. Только вот репертуар будет другой. Этот человек отойдет от оперного искусства.

- Ваша новая постановка называется «Лирические сцены из оперы «Евгений Онегин»». Почему именно так?

- Мы берем лишь главную линию «Онегин - Татьяна». Лирическую линию. Готовим эту оперу на V международную биеннале визуальных искусств, которая состоится во Владивостоке с 28 июня по 5 июля. В рамках мероприятия пройдут 14-е русско-японские музыкальные встречи - там мы и выступим.

Князя Гремина исполнит Сергей Плешивцев. Ленского - китаец Антон (Джан Тао). Онегина - Андрей МАЛИКОВ, кстати, иранец по происхождению. А Татьяны у нас две. Наталья ПОДПОРИНОВА и Асами КУРОСАВА, которая ради этой роли специально приедет из Токио, где в консерватории преподает русскую вокальную школу. Вот такая международная опера получается.

- Каково место Приморья в общероссийской оперной культуре?

- Можно сказать, что все оперное искусство Приморья сосредоточено во Владивостоке. В других городах и районах оперное дело поставлено, если можно так выразиться, несколько хуже. Чтобы обозначить наше место в России, достаточно назвать фамилии наших учеников - Эдуард Семенов (лауреат пяти международных конкурсов в Италии, конкурсов им. ЛЕМЕШЕВА, ШАЛЯПИНА в России…), Оксана Корниевская, Оксана ХИНГЕЕВА (зав. труппой Бурятского оперного театра), Анна САВИНОВА (солистка Якутского оперного театра). Призовые места на конкурсах в Европе - показатель того, что у наших, владивостокских, певцов такая школа, которая позволяет конкурировать с певцами всего мира.

- Что же помогает вам как педагогу «выращивать» такие голоса?

- Есть определенные часы занятий, которые отведены в расписании. Но за это время сделать певца невозможно. Надо отдавать своим ученикам все свое время. Поэтому я работаю шесть дней в неделю с утра до вечера. А в воскресенье обычно мы ездим на концерты. Вот так и получается, что мы с Валентиной Рубан работаем практически семь дней в неделю.