Сергей Князев: «Избиратель уже может голосовать не сердцем, а разумом!»

Немногим более полугода остается до декабрьских выборов депутатов Государственной думы; еще раньше, а именно в августе, истекает срок полномочий нынешнего состава крайизбиркома. Активно идет работа над внесением поправок в краевой Избирательный кодекс. Об

24 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2133 от 24 апр. 2007
17fa38961289310dd08bb571d22dac80.jpg


2007 год в Приморье - особенный с точки зрения как рядового избирателя, так и тех, кто по роду деятельности имеет отношение к избирательным кампаниям. Немногим более полугода остается до декабрьских выборов депутатов Государственной думы; еще раньше, а именно в августе, истекает срок полномочий нынешнего состава крайизбиркома. Активно идет работа над внесением поправок в краевой Избирательный кодекс. Об этом и многом другом в интервью «В» рассказывает председатель Избирательной комиссии Приморского края Сергей КНЯЗЕВ (на фото) - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Избирательный кодекс изложат по-новому

- Сергей Дмитриевич, совсем недавно прошли выборы глав администраций Арсеньева и Большого Камня, причем в обоих городах избиратели не поддержали кандидатов от «Единой России». Не должно ли это настораживать власть накануне выборов в Госдуму или здесь все дело в личностях?

- Думаю, рано или поздно мы придем к пониманию того, что партии должны проявлять себя в политическом избирательном процессе, который характерен для федерального уровня и уровня субъектов федерации. На муниципальных выборах партийная составляющая, на мой взгляд, должна стремиться к нулю: здесь мы выбираем не столько политических деятелей, сколько управленцев. Да, возможно, с позиции сегодняшней российской действительности итоги выборов в Арсеньеве и Большом Камне - тревожный звонок для данной партии. С другой стороны, становится понятно, что на муниципальном уровне население не сильно интересуется партийной принадлежностью, здесь важнее другие качества кандидатов. Ведь и в одном, и в другом муниципальном образовании на выборах в Законодательное собрание большинство голосовало за партийный список «Единой России».

- 28 марта на заседании Законодательного собрания были приняты в первом чтении предложенные крайизбиркомом поправки в Избирательный кодекс Приморского края. С чем связана необходимость корректировки этого закона?

- Фактически речь идет об изложении Избирательного кодекса в новой редакции. Для этого есть три основных побудительных мотива. Первая и главная причина - необходимость устранить противоречия между федеральным законодательством о выборах и краевым Избирательным кодексом. После того как мы в 2003 году приняли свой кодекс, в федеральное законодательство многократно вносились изменения и дополнения, поэтому кодекс необходимо приводить в соответствие. Одна из таких позиций - это расширение круга лиц, для которых предусмотрено ограничение пассивного избирательного права, то есть права быть избранным. Речь идет об ограничении пассивного избирательного права для лиц, причастность которых к террористической деятельности установлена вступившими в силу приговорами судов, лиц, имеющих иностранное гражданство, и ряда других.

Вторая причина - необходимость устранить те противоречия и пробелы, которые были в нашем кодексе на момент его принятия. И третья - мы считаем нужным с учетом накопленного опыта пересмотреть некоторые положения кодекса, хотя они не противоречат ни друг другу, ни федеральному законодателю. В частности, предлагается увеличить размеры избирательных фондов. Сразу подчеркну - увеличить не кратно. По действующему закону размер избирательного фонда кандидата-одномандатника на выборах в Законодательное собрание составляет 2 млн. рублей, мы предлагаем увеличить его до 3 млн. У региональных отделений политических партий фонд сейчас не может превышать 20 млн. рублей, мы предлагаем поднять до 30. Исходим из того, что чем меньше размер фондов - тем больше стремление уходить в «черный нал». Кроме того, от инфляции никуда не уйдешь. Нужно учитывать еще и то обстоятельство, что деньги, которые вовлекаются в избирательные фонды, в конечном счете работают на экономику приморских предприятий и приводят к соответствующим налоговым поступлениям в бюджет.

- На том же заседании ЗС были одобрены в первом чтении предложенные крайизбиркомом поправки в законы о гербе и о флаге Приморского края. Почему именно вы выступили здесь инициатором?

- Мы всегда использовали изображения официальных символов Приморского края в деятельности избирательных комиссий и считали, что действуем абсолютно законно. Но вдруг, не помню уже по какому случаю, заглянули в краевые законы о флаге и гербе и поняли, что формально мы нарушаем требования закона и что надо придать использованию изображений приморской символики в деятельности избиркомов законный характер. На начальном этапе я еще сомневался, одобрят ли депутаты нашу инициативу, но на заседании комитета ЗС по региональной политике и законности был приятно удивлен тем, что депутаты не только нас поддержали, но и решили расширить перечень субъектов, которые могли бы законно использовать символику Приморского края - причем за счет не только представителей публичной власти, но и частных лиц и других участников общественной жизни. Думаю, это правильно. Когда мы соотносим себя с Приморским краем и его официальными символами, это носит патриотический, воспитательный характер, дополнительно объединяет нас в этой непростой жизни.

Моментом истины для крайизбиркома станет август

- В марте сформирован новый состав Центральной избирательной комиссии РФ. Как вы думаете, почему в состав ЦИКа не был включен Александр ВЕШНЯКОВ, в течение двух сроков подряд руководивший этим органом?

- Я думаю, что точный ответ на этот вопрос знает только один человек - президент России. С моей точки зрения, может быть, президент посчитал, что есть смысл каким-то образом использовать опыт Александра Вешнякова на другом участке государственной деятельности с тем, чтобы придать работе ЦИКа некую новую динамику. У человека, занимающего ту или иную должность в течение достаточно долгого промежутка времени, вырабатываются какие-то стереотипы, я это ощущаю по себе. Это несет в себе плюсы, но, наверное, есть и минусы. Сейчас высказываются разные предположения: что Вешняков был не очень лоялен или начал нарабатывать собственный политический имидж, но мне это не кажется убедительным. Из своего опыта общения с Александром Альбертовичем могу сказать, что по принципиальным вопросам он позиционировал себя как последовательный сторонник президентской линии.

- А вы уже успели познакомиться с новым председателем ЦИКа Владимиром ЧУРОВЫМ?

- Лично пока не знаком, но надеюсь, что такая возможность у меня будет. Пока мы лишь обменялись официальными письмами: я от имени крайизбиркома поздравил его с избранием на эту должность, а он в ответном письме выразил надежду, что совместными усилиями нам удастся не только успешно провести предстоящие федеральные выборы, но и в целом обеспечивать реализацию избирательных прав граждан нашей страны. Кстати, я работал со всеми председателями Центризбиркома РФ - и с Николаем РЯБОВЫМ, и с Александром ИВАНЧЕНКО, и с Александром Вешняковым. Хотелось бы поработать и с Владимиром Евгеньевичем.

- 15 августа истекает срок полномочий действующего состава краевой избирательной комиссии. Напомните, пожалуйста, механизм формирования этого органа, по семь членов которого назначают губернатор и Законодательное собрание…

- Партии и их региональные отделения, которые на предыдущих выборах сумели провести своих кандидатов в Госдуму или ЗС Приморского края по партийным спискам, обладают правом выдвинуть так называемые защищенные кандидатуры - то есть обязательные к назначению, отклонить которые ни губернатор, ни Законодательное собрание не вправе, причем каждая партия имеет право выдвинуть только одну защищенную кандидатуру. У нас сегодня это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР - и все. «Родины» уже не существует, «Свобода и народовластие» ликвидирована судом, и, хотя у этой партии есть представители в приморском ЗС, выдвигать кандидатов она не сможет. «Партия пенсионеров» также прекратила существование, а «Справедливая Россия» ее правопреемником не является. Партии, не прошедшие по пропорциональной системе в Госдуму или ЗС, тоже могут выдвигать свои кандидатуры, но они могут быть отклонены.

Выдвинуть по одной защищенной кандидатуре губернатору и Законодательному собранию имеет право и Центризбирком. Таким образом, если все воспользуются этим правом, то будет пять обязательных кандидатур из 14. Что касается остальных девяти мест, то по одной кандидатуре как Законодательному собранию, так и губернатору вправе предложить крайизбирком, наделены этим правом представительные органы муниципальных образований и общественные объединения.

Я думаю, и так всегда было в Приморском крае, что выбирать будет из кого. При формировании избиркома Хабаровского края «демократическая» атмосфера наших соседей получила еще одну иллюстрацию: на семь мест от Думы Хабаровского края было выдвинуто семь кандидатов, на семь мест от губернатора - тоже семь кандидатов! Уверен, что в Приморском крае этого не будет никогда. Это пусть частная, пусть маленькая, но иллюстрация того, что с точки зрения демократического устройства государственной и общественной жизни Приморский край выглядит привлекательней своих ближайших соседей.

- Сергей Дмитриевич, а вы лично собираетесь продолжить работу в крайизбиркоме, хотя понятно, что этот вопрос не совсем к вам?

- Ни один гражданин России не может быть назначен членом избиркома без его согласия, поэтому этот вопрос - и ко мне. У меня нет желания заканчивать свою деятельность в качестве председателя крайизбиркома. Безусловно, мне могут сказать: дорогой друг, ты уже три срока занимал эту должность, может быть, пора дать возможность кому-то еще проявить себя? Резонные аргументы. Но и свои возможности не считаю исчерпанными. Надеюсь, что некий профессионализм, которым обладаю в силу образования и предыдущего опыта работы, свидетельствует в пользу того, что могу наравне с иными кандидатами претендовать на назначение в состав крайизбиркома на новый срок.

Правила игры не должны меняться кулуарно и перманентно

- Чего вы ждете от выборов в Госдуму 2 декабря 2007 года, которые впервые пройдут полностью по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам?

- Думаю, что активность избирателей будет достаточно высокой, к федеральным кампаниям всегда повышенный интерес. Очевидно, что ситуация, когда в выборах участвует несколько десятков партий, уже невозможна. Вероятно, в выборах примут участие десять плюс-минус две партии. Это позволит избирателям делать более осознанный выбор. На нашем политическом небосклоне все более четко обозначаются партии и правого толка, и центра, и левого толка. Здесь избиратель уже может голосовать не столько сердцем, сколько разумом.

- Ваш прогноз: сколько партий пройдет в Госдуму?

- Хотелось бы, чтобы не менее четырех. Мы еще находимся на этапе становления российской партийной системы, но само конституционное упоминание об идеологическом плюрализме и многопартийности диктует необходимость того, чтобы у нас этот плюрализм не был представлен исключительно двумя полюсами. Когда говорят о том, что наши конечные цели и ожидания связаны с двухпартийной системой, я думаю, что эти ожидания надо корректировать с точки зрения Конституции. Основной закон говорит о многопартийности, а двухпартийность при всем желании с многопартийностью идеальным образом не соотнесешь. Поэтому думаю, что идеальный вариант - не менее четырех партий, но дальше рассуждать на эту тему не хотел бы. А то скажут, что я заранее знаю результаты выборов.

- Когда могут пройти выборы главы Дальнегорского городского округа, право назначения даты которых уже перешло к суду?

- Надеюсь, что они состоятся в этом году. Когда точно - в октябре или декабре - стопроцентно утверждать невозможно. Хотя с точки зрения нашего прочтения законодательства о выборах они должны состояться в октябре, но для этого должен быть выполнен ряд условий. Если они не будут выполнены, не исключено совмещение с голосованием по выборам в Госдуму в декабре.

- Непростая политическая ситуация сложилась и во Владивостоке. Глава администрации временно отстранен от исполнения своих обязанностей, в городской думе обсуждаются различные схемы, при внедрении которых, например, избранный глава городского округа являлся бы не руководителем администрации, как сейчас, а председателем городской думы. Вам какой вариант ближе?

- Все наши рассуждения на эту тему носят абстрактно-теоретический характер. Начиная с 1991 года глава Владивостока избирался населением, был только маленький промежуток, когда обязанности главы в силу известных обстоятельств исполнял Константин ТОЛСТОШЕИН, который на эту должность не избирался. Все остальные руководители рано или поздно занимали эту должность путем прямых выборов населением, являясь при этом руководителями городской администрации. Такой опыт мы знаем, знаем его плюсы и минусы, а другого опыта, который закон тоже позволяет иметь, мы не знаем.

С точки зрения формальной юридической логики возможны различные варианты, но будут ли они на пользу - нужно думать всем. Мы сокрушаемся по поводу того, что в российском обществе падает доверие к выборам, но мне кажется, что одна из составляющих этого доверия - это стабильность, прозрачность и ясность правил, по которым проводятся избирательные кампании. Любое изменение правил - кому-то во благо, а кому-то во вред. Когда такие изменения происходят, доверия и уважения к институту выборов это не добавляет. Поэтому, если решаться на такие изменения, то, во-первых, они не должны становиться перманентными, а во-вторых, они никогда не должны вершиться кулуарно.

Автор: Василий Авченко Олегович