Есть указ – будет и госзаказ?
Вслед за созданием государственных холдингов в области авиастроения, вдохнувших новые надежды в трудовой коллектив арсеньевской авиакомпании «Прогресс», страна взялась консолидировать предприятия судостроения и судоремонта. Именно эта отрасль традиционно
Опыт российских реформ последних лет не позволяет, к сожалению, относиться ко всем нововведениям с равной степенью восторженности. Однако проводящаяся реконструкция отечественного военно-промышленного комплекса в отличие от ряда социальных экспериментов внушает определенный оптимизм значительной части населения Приморья, занятой на предприятиях «оборонки».
Вслед за созданием государственных холдингов в области авиастроения, вдохнувших новые надежды в трудовой коллектив арсеньевской авиакомпании «Прогресс», страна взялась консолидировать предприятия судостроения и судоремонта. Именно эта отрасль традиционно являлась хребтом промышленности Приморья, и именно она в наибольшей степени пострадала из-за многолетнего и практически полного отсутствия государственного оборонного заказа. Поэтому указ президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация», подписанный Владимиром Путиным 22 марта и ознаменовавший своим появлением начало полномасштабной отраслевой реформы, нашел на восточной окраине России полное понимание и поддержку.
На периферии указаРазумеется, начинающаяся реформа в наибольшей степени нацелена на эффективное использование потенциала военного судостроения, ориентированного прежде всего на Балтийский и Северный флоты, а в ближайшем будущем - преимущественно на газовые месторождения побережья Ледовитого океана. Однако дальневосточникам не привыкать к своему периферийному положению в географическом и экономическом отношениях, поэтому мы рады любому упоминанию наших топонимов в краеугольных государственных документах. А в президентском указе от 22 марта их предостаточно - предстоящая реформа отнюдь не ограничивается Санкт-Петербургом и Северодвинском.
Упомянутый документ открывается перечислением задач, стоящих перед государством в области судостроения: сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение безопасности и обороноспособности государства, концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-морского флота РФ, а также развитие гражданского судостроения, освоение континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.
Для достижения этих целей президент РФ по предложению правительства РФ постановил учредить в 4-месячный срок открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК») с центром в Санкт-Петербурге, 100 процентов акций которого будет находиться в федеральной собственности. В состав холдинга «ОСК» войдут три дочерние компании (субхолдинга) также со стопроцентным государственным капиталом: «Западный центр судостроения», «Северный центр судостроения и судоремонта» и «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» с центром во Владивостоке.
Бывшие секретыВ состав ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» должны быть включены владивостокское ОАО «Научно-исследовательский институт «Берег» и целый ряд федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), представляющих собой практически всю ориентировавшуюся ранее на ТОФ «оборонку». ФГУПы преобразуются в открытые акционерные общества, полностью находящиеся в федеральной собственности, с последующим внесением 100 процентов акций минус одна акция каждого из них в уставный капитал «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта».
Характерно, что в тексте указа предприятия, входящие в ОАО «ОСК», перечисляются не в алфавитном порядке, но, очевидно, в порядке их значимости. В «восточном секторе» перечень вполне закономерно открывается «Дальневосточным заводом «Звезда», расположенным в Большом Камне. Следом за ним перечисляются «Хабаровский судостроительный завод», «30-й судоремонтный завод» (пос. Дунай Приморского края), владивостокские «92-й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» и «178-й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации, а также хабаровский «179-й судоремонтный завод» и «Северо-восточный ордена Трудового Красного Знамени региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники», расположенный в камчатском Вилючинске.
Отдельным пунктом говорится о передающихся в ОАО «ОСК» государственных пакетах акций предприятий, уже перешедших в частные руки. Этот перечень намного короче: в него вошли «Холдинговая компания «Дальзавод», 20 процентов акций которой принадлежит РФ, «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод» (10 процентов акций) и «Амурский судостроительный завод», расположенный в Комсомольске-на-Амуре и на 20 процентов остающийся в собственности государства.
Все три центра судостроения и судоремонта (Западный, Северный и Дальневосточный) должны быть созданы и переданы в ОАО «ОСК» не позднее 1 января 2009 года в качестве вклада Российской Федерации. В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и его дочерних и зависимых акционерных обществ указываются «разработка, проектирование, производство, поставка, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт, утилизация судостроительной техники военного и гражданского назначения и сооружений для освоения континентального шельфа в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области судостроения».
Что сказал «преемник»?Недавний дальневосточный вояж первого вице-премьера Сергея Иванова внес некоторые необходимые пояснения в суть происходящих в отрасли изменений. Правда, один из потенциальных преемников Владимира Путина, судя по программе его пребывания в Приморье, сосредоточился ввиду саммита АТЭС на транспортных проблемах, а также на авиастроении, о чем свидетельствовала поездка в Арсеньев. Тем не менее Иванов лично подтвердил, что развитию судостроения в правительстве также уделяется большое внимание, в том числе в рамках упомянутого указа президента РФ. Однако в специфику дальневосточного судостроительного субхолдинга первый вице-премьер особенно не углублялся. Сергей Иванов заявил лишь, что прежде всего необходимо строить суда для освоения шельфовых месторождений - современные нефтеналивные танкеры и суда для транспортировки сжиженного газа. Надо полагать, что речь шла не только о Ямале, но и о Сахалине.
Кроме того, Иванов сделал концептуальное пояснение: «Задача состоит в том, чтобы гармонично развивать судостроительную отрасль - строить не только военные корабли, но и суда разного назначения для гражданского флота». Мы помним, что бывший министр обороны был назначен первым вице-премьером, в принципе, с той же целью: для освоения гражданским сектором высоких технологий, накопленных в ВПК. Не секрет, что сейчас российское судостроение на 85 процентов является военным - эту цифру назвал недавно Владимир Путин. Но создание ОАО «ОСК», по словам Сергея Иванова, призвано эту ситуацию изменить.
Выпуск продукции в судостроительной отрасли увеличивается сейчас со скоростью, опережающей средние темпы роста в ВПК: в 2006 году темпы роста в судостроении вплотную приблизились к 15 процентам, тогда как вся военная индустрия прибавила только 4 процента. Но эти достижения корабелов обусловлены крупными военными контрактами, полученными преимущественно северодвинскими строителями атомных подводных ракетоносцев и отчасти предприятиями Санкт-Петербурга. При этом гражданскому судостроению похвастать по-прежнему особенно нечем: отечественные заказчики, не говоря уже о зарубежных, предпочитают строить суда где угодно, кроме России.
Быстрых решений не будетКомментируя процессы, происходящие в отрасли, Сергей Иванов настаивал на приоритетах гражданского судостроения, но предупредил, что быстрых решений в этой области ждать не стоит. Он сказал буквально следующее: «Объединенную судостроительную корпорацию создали, но прошу не обольщаться - уйдет год или даже больше на оценку активов ФГУП, которые входят в ее состав. Быстрых решений - создали ОСК, а завтра все станет белым и пушистым - не будет».
Первый вице-премьер говорил о необходимости как можно скорее разработать федеральную целевую программу развития гражданского судостроения. По мнению Иванова, нишей для него в общемировом рынке должно стать все, что связано с шельфом и специальными наукоемкими судами, включая атомные ледоколы и транспорты для перевозки сжиженного газа.
Что касается доли Дальнего Востока в этом формирующемся рынке, то первый вице-премьер назвал в числе приоритетов развитие сахалинского шельфа и предполагаемых нефтяных месторождений Охотского моря. Иванов отметил, что рынок сахалинского шельфа оценивается в несколько триллионов долларов, а это больше, чем Советский Союз потратил на все свои космические программы.
Какая часть из этих триллионов достанется приморским судостроителям - покажет время. Судя по тону высказываний высокопоставленного гостя Приморья, это будет не самое ближайшее время.
Автор: Александр Карташов Анисимович