«Апокалипсис» – о бедном индейце замолвите слово
Этот фильм, если отталкиваться от официального перевода названия, свою суть объясняет сразу же – эпиграфом: «Великую цивилизацию не покорить извне, пока она не разрушит себя изнутри». Все, что происходит дальше, укладывается в эпиграф, как случайный путни
Этот фильм, если отталкиваться от официального перевода названия, свою суть объясняет сразу же – эпиграфом: «Великую цивилизацию не покорить извне, пока она не разрушит себя изнутри». Все, что происходит дальше, укладывается в эпиграф, как случайный путник в прокрустово ложе: лишнее отсекается, прописная истина остается. Бедные индейцы-майя сами себе устроили «конец света», заведя рабов и начав относиться к соплеменникам, как к скотам, а конкистадоры просто появились в нужное время в нужном месте. Вот бы, наверное, удивились Кортес, Писарро и Бальбоа, узнав, какую мощную мораль воздвиг на их костях Мэл ГИБСОН…
Между прочим, по поводу названия «Апокалипсис» немало копий было сломано в Интернете. Знатоки били себя разными словарями в грудь и кричали, призывая в качестве аргумента слова самого Гибсона: греческое слово Apocalypto в контексте фильма означает либо «новое начало», либо «новую жизнь». Между прочим, эти самые слова о «новой жизни» не меньше десятка раз произносятся в фильме и даже завершают его, так что логика здесь налицо. И таким образом фильм из весьма назидательного плавно превращается в историю из разряда житейских – как один человек смог стать выше обстоятельств и победить. Ну что, в принципе, такое бывает. Сколько свидетельств удивительной силы духа и тела видела наша страна во время вражеских нашествий, сколько чудес…
Противники этой версии, также извлекая на свет божий словари, возражали: поди найди в греческом языке этот самый «Апокалипто». Нету его. Есть название Священной книги, но это, простите, уже не греческий… В общем, шум стоял превеликий, и, как водится, за шумом-то фильм сам как-то подзабылся. Что, заметим, показательно.
Потому что кино, конечно, неплохое. Но ежели сравнивать его с предыдущей лентой Гибсона – «Страсти Христовы», то, простите, «Апокалипсис» сильно проигрывает. В «Страстях» море крови, жестокость, отвратительные сцены были как минимум оправданы величием замысла и масштабом личности главного героя. В истории же про индейца, вернувшегося домой из плена, показ горы трупов, вырывания сердец et cetera, по сути, не нужен. Это совершенно второстепенные детали, причем на зрителя влияния они не оказывают, разве кто поморщится и сплюнет. Ну не нужны. Если вы видели, например, «Иди и смотри» Элема КЛИМОВА, «Апокалипсис» не затронет вас абсолютно. Ибо ужасы пожирающей себя цивилизации в нем аккуратно затмеваются голливудскими привычками к «рэмбовщине» и хеппи-энду.
История сама по себе милая и даже позитивная. Если не зацикливаться на небольших нестыковочках сценария (например, путь, который главный герой проделал вначале, занял почти неделю, обратно же ту же дорогу он, раненый, промчал за сутки, что, между нами, слишком хорошо даже для супергероя) или таких режущих взгляд деталях, как белые целые ровные зубы у индейцев (сомнительно, чтобы им были знакомы чудеса стоматологии), то посмотреть фильм стоит. Прекрасная операторская и сильные актерские работы, малое количество диалогов, субтитры, дивные пейзажи, явная научно-познавательная составляющая – все это записываем в безусловные плюсы ленты и смело рекомендуем к домашнему просмотру. Не с детьми, конечно.
Благодарим за сотрудничество магазин CD-Land, предоставивший DVD для просмотра. CD-Land - отличный ассортимент самых разнообразных сборников и, пожалуй, лучший выбор музыки всех стилей и направлений! Более подробная информация по телефону 300-301.
Автор: Артемий Тоцкий