С небес – на землю
В первую очередь Сергей ИВАНОВ побывал в Арсеньеве на заводе «Прогресс», затем осмотрел с воздуха автодорогу «Владивосток - Уссурийск» и остров Русский, после чего в Доме переговоров обсудил увиденное с губернатором Сергеем Дарькиным. Там же вице-премьер
Никто не обнимет необъятного, но вместе с премьер-министром Михаилом Фрадковым его первому заместителю Сергею Иванову удалось объять едва ли не весь Дальний Восток как с крымской, так и с колымской широтами: после посещения Приморья Иванов отправился в Сахалинскую область и Хабаровский край, а Фрадков в эти же дни перемещался по «северам» - Чукотка, Камчатка, солнечный Магадан.
Во Владивостоке Иванов объяснил журналистам, что столь мощный десант отнюдь не случаен и связан с деятельностью возглавляемой Фрадковым госкомиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья: «Михаил Ефимович дал конкретные поручения, и вот мы с ним в четыре руки накрыли практически весь ДВФО, разделив регионы. Это свидетельствует о том, что мы засучили рукава и взялись за дело».
В первую очередь Сергей Борисович побывал в Арсеньеве на заводе «Прогресс», затем осмотрел с воздуха автодорогу «Владивосток - Уссурийск» и остров Русский, после чего во владивостокском Доме переговоров обсудил все вышеупомянутые темы с губернатором Сергеем Дарькиным (кстати, судя по организации недавних визитов во Владивосток Владимира Путина и Михаила Фрадкова, не возить высоких гостей в центр города уже становится доброй традицией). Там же Сергей Иванов ответил на вопросы журналистов. Наиболее интересные из его заявлений мы приводим ниже.
Воздух: прогрессивные решения
- Предприятие «Прогресс» - единственное, насколько мне известно, высокотехнологичное производство на территории Приморского края. В каком состоянии оно находилось еще несколько лет назад, я думаю, приморцы знают лучше меня. В августе прошлого года, когда я был последний раз, вернее - крайний раз, во Владивостоке (январский приезд сюда вместе с Владимиром Путиным, видимо, не в счет. - В. А.), мы вместе с Сергеем Михайловичем проводили специальное совещание по ситуации на заводе «Прогресс» и приняли тогда совершенно конкретные решения. Я убедился сегодня, что эти решения выполнены.
Объем государственного оборонного заказа был резко увеличен, а руководство края выполнило свою часть договоренностей - погасило все долги по коммунальным платежам, за тепло, за воду и т. д. Предприятие сейчас в финансовом отношении очищено. Но это только полумера, потому что постоянно жить исключительно за счет гособоронзаказа, говорю это открыто, бесперспективно. Предприятие «Прогресс» войдет в уже существующий холдинг - интегрированную структуру «Оборон-пром», которая занимается вертолетостроением на всей территории РФ, это первое.
И второе - мы договорились, что в самое ближайшее время, максимум в течение трех месяцев, холдинг «Оборонпром» и руководство «Прогресса» представят нам бизнес-план развития гражданского высокотехнологичного производства на этом предприятии. Если такого бизнес-плана не будет, долгосрочного успешного существования этого предприятия я, честно говоря, не вижу. Повторяю: жить только за счет гособоронзаказа - так не бывает и быть не должно. Предприятие должно как минимум на 30-40 проц. выпускать высокотехнологичную гражданскую продукцию, речь шла сегодня, в частности, о малой авиации. То, что «Прогресс» входит в холдинг, на мой взгляд, плюс для «Прогресса», это вообще единственный путь для спасения.
Земля: Русский уходит на дембель- Мы сегодня вместе с министром транспорта Игорем Левитиным с вертолета осмотрели весь остров Русский. Экология хорошая, есть решение о том, что именно на острове Русском надо создавать рекреационную зону, и это, кстати, никак не связано с возможным проведением саммита АТЭС в 2012 году. У нас российским гражданам нормально отдыхать негде, негде заниматься дайвингом, любоваться морской природой - ежами, крабами, которых я сам здесь видел, ныряя немножко. Не надо ездить в Египет, можно ездить на Дальний Восток!
Предусматривается строительство конференц-залов, научных центров, чтобы на острове Русском были и наука, и рекреация, отдых - но специализированные, без казино, упаси бог, увеселительных заведений. На это мы найдем другие места на территории Приморского края - подальше от Владивостока.
Что касается военных объектов, то большая часть воинских частей, которые там дислоцированы, покинут остров Русский. Останутся некоторые части, которые там нужны для обеспечения обороны и безопасности, но они нисколько не будут мешать созданию рекреационной зоны и проведению саммита. Чтобы воинские части покинули остров, надо создать новую инфраструктуру в других местах Приморского края. Федеральной целевой программой и подпрограммой «Владивосток» на это выделено свыше 4 млрд. рублей, надо быстро проводить конкурс и начинать строительство, потому что до тех пор, пока военные не покинут свои гарнизоны, не может вестись речь о создании каких-то гражданских объектов, о рекультивации земли и т. д.
Мы не должны забывать и о социальных вопросах. Сегодня мы облетели еще раз бухту Патрокл, где планируем построить ориентировочно около 6 тысяч квартир - для военнослужащих не только Владивостокского гарнизона, но и для всех военнослужащих ДВО и ТОФ, которые изъявят желание получить квартиру в бухте Патрокл. У меня есть все основания полагать, что будет много таких желающих остаться здесь жить. А что значит остаться здесь жить? Военнослужащий, как правило, увольняется в 45-50 лет, у него есть семья, у него есть дети, которые станут дальневосточниками. Тем самым мы попутно решаем еще одну очень важную задачу: предотвращение депопуляции населения на Дальнем Востоке.
Вода: в поисках гармонии- Вы знаете, что совсем недавно была создана «Объединенная судостроительная корпорация», в ней будут три субхолдинга, один из них - Дальневосточный. Ситуация на судостроительных и судоремонтных предприятиях, принадлежащих государству, далеко не блестящая, я еще мягко выражаюсь. Предстоят расчистка активов, процесс акционирования, и только после этого холдинг должен увидеть, какие активы являются профильными, какие нет и в каком направлении развивать судостроение дальше.
Хотя по этой части общие теоретические наметки уже есть: это суда обеспечения шельфа, то есть высокотехнологичные суда - нефтевозы и газовозы. Газовозы в России мы вообще не строим, не умеем их строить на сегодняшний день, надо привлекать новые технологии. Мы рассчитываем на наших конструкторов, инженеров, которые у нас традиционно довольно сильные - мы строим уникальные суда, в основном военного кораблестроения. Но задача в том и состоит, чтобы развивать судостроение не однобоко, а гармонично - строить также высокотехнологичные суда для гражданского флота.
В условиях глобализации, честно вам скажу, рассчитывать на то, что мы будем строить абсолютно все суда, всего товарного ряда, только на своих верфях, не приходится, потому что ни одна страна в мире этого не делает. Мы должны найти свою нишу, я ее уже назвал, и вот эту нишу осваивать.
Автор: Василий Авченко Олегович